16:21 

Книга, которую необходимо прочитать

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
изображение

Это Oskar Schindler, и я считаю, что таких людей необходимо знать и помнить. Помнить добром и учиться на их примере.

Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городке Цвиттау (ныне Свитави в Чехии), в католической семье Ханса Шиндлера и Франциски Лузер. Изначально Оскар Шиндлер вёл жизнь праздного капиталиста, ищущего выгоду только в деньгах. Разорившийся в годы «Великой депрессии», Шиндлер, будучи гражданином Чехословакии, был завербован абвером, но вскоре был разоблачён и пребывал в заключении с июля по октябрь 1938 года, когда он был освобождён после «Мюнхенского соглашения» и присоединения Судетенланда к III Рейху. В 1939 году Шиндлер вступил в НСДАП. В самом начале Второй мировой войны он основал завод по производству металлической посуды. Более того, он даже выиграл от антисемитской политики немецких оккупантов в Польше, получив как «ариец» завод «Emailwarenfabrik (DEF)» в Кракове (сегодня — Музей «Фабрика Шиндлера»), ранее принадлежавший еврейскому предпринимателю Натану Вюрцелю.

Однако, в скором времени взгляды Шиндлера резко изменились: став свидетелем рейда в Краковском гетто в 1942 году и осознав все ужасы, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, а также свою причастность к нацистским преступлениям, Шиндлер занял позицию абсолютного гуманиста и стал защищать евреев без какой-либо выгоды для себя. По совету своего бухгалтера Ицхака Штерна Оскар Шиндлер принял решение выторговать у высокопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашов, которым грозила верная смерть. Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как «евреи Шиндлера». Количество спасённых именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей)[2]; список был составлен секретарём Амона Гёта Митеком Пемпером.
Пемпер, которому на начало войны было 19 лет, в то время учился на бухгалтера. После создания в Кракове еврейского гетто Пемпер стал клерком в его администрации. После войны в 1958 году он переехал в Аугсбург и получил немецкое гражданство. Он поддерживал тесные контакты с Шиндлером до его смерти в 1974 году.

В конце 1944 года нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в Освенциме и других концентрационных лагерях, опасаясь того, что узники будут освобождены Красной армией. Шиндлеру удалось вывезти тысячу своих подопечных в Бренец (нем. Брюнлиц) (англ.)русск. в Моравии и тем самым спасти их от смерти. Ему приходилось почти все ночи проводить на своем предприятии, ибо он опасался внезапного появления гестаповцев. 10 мая 1945 года Бренец (англ.)русск. был освобождён советскими войсками.
Дерево Оскара Шиндлера в Яд ва-Шеме (Иерусалим)

В 1948 году Оскар и Эмилия Шиндлеры эмигрировали в Аргентину, но через десять лет Оскар вернулся в ФРГ. В дальнейшем он много ездил по разным странам, где осели спасённые им люди (в том числе и СССР). В 1967 году он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем), а 24 июня 1993 г. был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник мира» (вместе с Эмилией Шиндлер).

Последние годы своей жизни Шиндлер провёл в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей.

Похоронен на католическом кладбище на горе Сион в Иерусалиме. По этим событиям, пересказанным выжившим польским евреем Польдеком Пфеффербергом, австралийский писатель Томас Кенелли в 1982 написал книгу «Ковчег Шиндлера», удостоенную Букеровской премии. В 1993 режиссёр Стивен Спилберг экранизировал книгу, поставив чёрно-белую психологическую драму «Список Шиндлера». Фильм Спилберга получил 7 наград Американской киноакадемии «Оскар», в том числе награду в номинации «Лучший фильм», а исполнитель роли Шиндлера Лиам Нисон был номинирован на лучшего актёра.
Мемориальная доска на улице Гётингштрассе 30, в городе Хильдесхайм.

Существовало 7 версий списка Шиндлера, составленных для нацистских властей самим Шиндлером и его бухгалтером Ицхаком Штерном. До сегодняшнего дня обнаружено 5 списков, из них один находится в американском Музее холокоста, один — в федеральном архиве Германии в Кобленце, два — в израильском музее-памятнике жертвам Холокоста «Яд ва-Шем» и один — в частных руках.

Имя «Шиндлер» стало нарицательным для тех, кто спас много евреев от холокоста. Например, полковника Хосе Артуро Кастельяноса называют «сальвадорским Шиндлером», а фильм про партизана Николая Киселёва назвали «Список Киселёва» по аналогии со «списком Шиндлера».
Существует мнение, что Оскар Шиндлер спасал евреев исключительно ради денег. По этой причине в 2001 году по решению Совета Пардубицкого края Шиндлер был исключён из списка выдающихся деятелей этого края. Этой теме посвящена книга «Правда об Оскаре Шиндлере» чешского автора Йитки Грунтовой. Жена Оскара Шиндлера — Эмилия Шиндлер в своих воспоминаниях также придерживается весьма критической оценки личности и деятельности своего мужа, в частности, по её мнению: «Список Шиндлера был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег — нет места в списке». Но не исключено, что это решение было продиктовано современной политической конъюнктурой. Высказывается мнение, что «в вину Шиндлеру Советом на самом деле ставится просто сам факт того, что он спасал именно евреев».

Впрочем, в более позднем интервью Эмилия сказала, что вторую фабрику, в Судетах, он организовал исключительно с целью спасти людей. Ведь в Плашове, под Краковом, фабрику закрыли из-за приближения фронта, и все рабочие должны были отправиться в Освенцим. «В Брунлице он ничего не заработал. Я занималась на фабрике финансами и знаю это точно…»

Источник

Началось всё с фильма Стивена Спилберга, который я считаю щедевральным. А если я первой смотрю экранизацию, и она мне нравится, я обязательно читаю книгу. Таким образом я и добралась до исторического романа Томаса Кеннели. Кроме ожидаемого свидетельста злодеяний фашизма и величия людей, с ним так ли иначе боровшихся и спасавших жизни, я обнаружила в книге и такое, чего не ожидала. И это были в основном неприятные открытия.

Что теперь думаю :

1. Прочитав книгу я поняла, что экранизация в самом деле отличная и в ней сохранёно максимум содержания книги.

2. Евреи всё-таки такие евреи. Во всяком случае я понимаю, откуда взялись самые отвратительные стереотипы об этом народе. Всё-таки хорошо, что они не все такие ив большинстве нормальные люди. Если придерживать места для своих в списке, попадание в который означает жизнь я ещё могу понять, то их продажа меня просто выморозила. Не хочу думать о том, как бы я сама формировала такой список, но мысль брать с людей деньги за включение в него мне бы в голову просто не пришла. Идея это отвратительна.

3. Всю жизнь думала, что пособники фашистов из местных были везде, и везде из было примерно равное небольшое количество. Во Франции - из французов, в Польше - поляков и т. д. Краков - польских город, расположен на юго-западе и самая близкая граница к нему во Второй Мировой - с Чехословакией. Я бы ожидала, что полицию из примкнувших фашистам будут составлять поляки ,чехи и словаки, но первое по частоте упоминания зло Кракова закономерно СС, второе - украинская полиция и только потом - польская, из местных. Пожалуй, это самое неприятное открытие книги. Не то в Польше середины прошлого века была так сильна сепарация между родственными, к слову, народными общинами, и переселенцы из Украины там долгими поколениями оставались чужаками, хотя по месту жительства, образу жизни и мыслей фактически являлись поляками, то ли с самими украинцами что похуже. Не хочу верить в последнее. Все люди созданы примерно одинаковыми, и во всех странах процент скотов и недоумков примерно равен. Просто там, где случается очередное нечто эти существа пришли к власти.

4. В книге есть несколько эпизодов, когда у закоренелых фашистов случается мимолётное просветление, как у эсэсовки, увидевшей прячущуюся в чане еврейскую девочку и сделавшую вид, что не заметила. Вроде это означает, что от рождения они были всё-таки людьми, и сложись обстоятельства иначе, могли бы ими остаться.

5. Про круговорот зла в истории. Все поступки каждого отдельного человека влияют на всю его жизнь, на всё его окружение и в конечном счёте на будущее всего мира. Иными словами это и есть карма, и именно по этому в Библии написано, что дети будут отвечать за грехи отцов. Майн Кампф написал человек, прочитавший Библию. А Библия - это книга полная жестокости, в частности, со стороны евреев по отношению к другим народам. И я бы сказала, что это клевета, но иудаизм и христианство поступки ветхозаветных святых похоже устраивают. Дабы не быть голословным:

«…и мы поразили… весь народ его… взяли… все города его, и предали заклятию все города, мужчин, женщин и детей, не оставили никого в живых». (Втор. 2 : 33 – 35).

«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию… как повелел тебе Господь Бог твой…» (Втор. 20:16-17).

«И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну… И опустошал Давид ту страну… забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду… И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать: "так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране филистимской"» (1 Царств 26: 8-11)

А далее по третьему закону Ньютона ,применённому к исторической действительности получается холокост. Ужасное преступление, геноцид еврейского народа, которое нельзя оправдать, да у нормального человека и не получится, потому что его жертвами стали совсем не те евреи, которые грабили и истребляли жителей древних городов. Можно конечно, вспомнить анекдот про корабль неверных жён, но это несправедливо, поскольку люди, даже если в прошлых жизнях совершали зло, сопоставимое с им причинённым не помнят, за что их наказывают, т. е. воздаяние бессмысленно. Оно никому ничего не объяснит и не позволит прочувствовать. А я убеждена, что ничего бессмысленного в мультиверсе не происходит. Если продолжать логическую цепочку, то в будущем геноцид ждёт немцев, а потом тех, кто его устроит и так до бесконечности. Но также поступки же Оскара Шиндлера и других людей, боровшихся с уродливейшей тоталитарной системой влияют на мир, то есть Список Шиндлера - это конечно спасённые евреи, но вместе с ними и те, кого спасут люди, которые в будущем последуют его примеру.

@темы: книги, люди и эпохи, мнение

URL
Комментарии
2016-09-28 в 02:51 

Groemlin
Если придерживать места для своих в списке, попадание в который означает жизнь я ещё могу понять, то их продажа меня просто выморозила.

"Капитализм"(с)

Всю жизнь думала, что пособники фашистов из местных были везде, и везде из было примерно равное небольшое количество. Во Франции - из французов, в Польше - поляков и т. д. Краков - польский город, расположен на юго-западе и самая близкая граница к нему во Второй Мировой - с Чехословакией. Я бы ожидала, что полицию из примкнувших фашистам будут составлять поляки ,чехи и словаки, но первое по частоте упоминания зло Кракова закономерно СС, второе - украинская полиция и только потом - польская, из местных. Пожалуй, это самое неприятное открытие книги. Не то в Польше середины прошлого века была так сильна сепарация между родственными, к слову, народными общинами, и переселенцы из Украины там долгими поколениями оставались чужаками, хотя по месту жительства, образу жизни и мыслей фактически являлись поляками, то ли с самими украинцами что похуже.

Немного не так. Чехия под немцами - это отдельная провинция (протекторат Богемия), Словакия - отдельное независимое, хоть и союзное немцам государство. Так что чехи и словаки служили у себя дома.:) Украинцы же (из Западной Украины-Галиции) были гражданами межвоенной Польши, т.е. местными кадрами, на которых немцы могли опереться, и вот почему.
Межвоенная Польша - это многонациональное, но националистическое государство, по сути польская империя, в которой литовцев, силезцев, украинцев, белорусов, словаков и евреев вполне целенаправленно дискриминировали и ополячивали. Украинцы в Галиции этому активно сопротивлялись. Западно-украинские (галицийские) националисты в довоенной Польше - подпольное сепаратистское движение, - они совершали теракты против польской администрации, польская полиция их ловила и сажала, - в общем, любовь была взаимна.:D. Так что в управлении завоеванной Польшей нацистское правительство сознательно опиралось не на польскую полицию, а именно на украинское националистическое движение, из которого формировало полицейские и карательные структуры. Страну ОУНовцы знали, поляков знали и не любили, т.е. столковаться с ними против немцев не смогли бы ни при каких обстоятельствах; евреев и большевиков тоже знали и тоже не любили. В общем, идеальные для немцев союзные кадры. :D Организации украинских националистов немцы пообещали за поддержку позволить собственное государство (таковое как раз во Львове в июне 1941 г. ОУНовцы и провозгласили, и некоторое время немцы даже это терпели).

2016-09-28 в 21:03 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
А, так вотоночокакбыло. Интересное однако время.

URL
2016-09-28 в 21:16 

Groemlin
akiokocoon13, тот еще был винегрет:D

   

Почеркушки Акийоко

главная