akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Есть у меня такая маленькая и молодая традиция (хотя пока скорее совпадение), книжный вызов с японских автобиографий начинать. На этот раз с воспоминаний 坂井三郎. Японских лётчиков много не бывает...

изображение
Сабуро Сакаи (坂井三郎; 26.08.1916-22.09.2000) – младший лейтенант Флота Японии, японский летчик-истребитель, ас (撃墜王, гэкицуй-о:), летчик-испытатель. Четвертый по числу побед (в Японии не велись личные списки воздушных побед, поэтому принято использование американских подсчетов его побед – 64 сбитых).
Сакаи родился в семье потомков самураев, которые после реставрации Мэйдзи и запрещения самурайского сословия вели жизнь крестьян. Он был третьим сыном в семье (его имя значит «третий сын»). В 11 лет он потерял отца. Сакаи был первым учеником в деревне, где он жил. Затем его дядя забрал Сакаи в Токио на обучение. Там он учился плохо, хотя и прилагал все усилия чтобы стать лучшим.
1 мая 1932 года, в возрасте 16 лет, он поступил на японский императорский флот. После первоначальной подготовки он служил башнёром на линейном крейсере «Кирисима» до 1936 года, когда подал заявку на переход в авиацию. Обучение было суровым. Для воспитания боевого духа курсантов заставляли участвовать в многочисленных — до десятков раз в день — рукопашных боях. Крайне жесткой была программа физической подготовки. В 1937 году он закончил подготовку первым из курса, был награжден серебряными часами от имени императора Хирохито. Сакаи был выпущен как пилот авиации авианосного базирования, хотя никогда и не служил в таком качестве.
В 1938-1939 годах принял участие во второй китайско-японской войне (в воздухе его противниками были русские и американцы), сперва на Мицубиси А5М, потом на Мицубиси А6М2 («Зеро»). В октябре 1939 года сбил ДБ-3.
В ходе Войны на Тихом океане с самого начала добился больших успехов, сбив в первый день «Томохок» и на третий день B-17 (первым в ходе войны). Затем был переброшен на Борнео, где за короткое время добился 13 воздушных побед. После болезни переброшен в Лаэ, где добился большей части своих побед. Основными жертвами его здесь были американские истребители, в том числе «Аэрокобры» По его воспоминаниям они несколько уступали «Зеро» по скорости. Хотя это и противоречит табличным ЛТХ «Зеро» и американских истребителей, однако достоверность его побед подтверждена американской стороной, а используемая им в тактика в боях с «Аэрокобрами» базировалась на более высокой скорости. Возможными причинами такого несоответствия следует назвать водяное охлаждение «Аэрокобры», которое делало невозможным продолжительный полет на максимальных табличных скоростях, в то время как воздушное охлаждение «Зеро» позволяло длительное время поддерживать максимально возможную скорость.
Следующим местом его базирования был Рабаул. В одном из воздушных боев в ходе битвы за Гуадалканал он принял четыре торпедоносца «Эвенджер» за одноместные истребители F4F и подошел к ним близко, как для атаки истребителей. Слишком поздно поняв свою ошибку, он все же сумел выпустить по противнику 232 снаряда и патрона. Хвостовые стрелки американцев имели перед собой отличную мишень – их сосредоточенный огонь сорвал фонарь с «Зеро» Сабуро, выбил ему правый глаз; та же пуля задела его мозг, оставив левую половину тела парализованной. Кровь из раны заливала лицо, однако через некоторое время слезы из оставшегося глаза (который тоже был поврежден) смыли ее до такой степени, что он смог что-то видеть. Приняв решение умереть как воин, Сакаи хотел врезаться в американский корабль, однако такового не нашел. В результате он совершил полет длительностью 4 часа 47 минут и длиной в 1040 км. После посадки он настаивал на докладе вышестоящему командиру. Его товарищ, также великий японский ас, Хироёси Нисидзава, вместе с лейтенантом Сасаи насильственным путем доставил Сакаи в госпиталь. Но это были временные меры перед отправкой в Японию на операцию. После пятимесячного лечения контроль над левой частью тела был восстановлен; благодаря сложнейшей операции у лучшего японского офтальмолога удалось восстановить левый глаз, однако правый глаз, разумеется, был потерян безвозвратно. В медицинском заключении врача, доктора Сакано было сказано: «Я сделал все, что только мог, но ваш правый глаз никогда не будет видеть нормально. Вы сможете видеть предметы на расстоянии фута или двух, но не более. Но с вашим левым глазом все будет в порядке».
Длительное время Сакаи тренировал молодых пилотов, однако в апреле 1944 года добился разрешения участвовать в боях. 24 июня он был атакован 15 «Хеллкэтами», значительно превосходящими по ЛТХ его самолет. После 20 минут непрерывных атак он без единой пробоины вернулся на аэродром – у американских истребителей кончались боезапас и горючее. 5 июля 1944 года ему удалось впервые после потери ведущего глаза сбить американский истребитель. До конца войны он добился ряда воздушных побед, в том числе сбил (совместно с другим пилотом) B-29. 11 февраля 1945 года Сабуро Сакаи женился на своей двоюродной сестре Хацуё Хирокаве, которая в 1954 году умерла от лучевой болезни. Позднее он женился во второй раз, и его дочь от этого брака была отправлена отцом на обучение в США.
После войны Сабуро Сакаи обратился к буддизму и дал клятву не убивать ни одного живого существа.
Сабуро Сакаи скончался 22 сентября 2000 года в Токио от сердечного приступа.

В прошлом книжном вызовы я выяснила ,что когда меня тянет на антиутопию ,лучший вариант - что-нибудь военное о Японии. Тут тебе и жуткая Система, и приключения, и всё это чьи-то воспоминания. За вычетом справочных материалов и совершенно отвратной (в отличие от перевода) статьи от переводчика автобиография Сабуро Сакаи "Самурай!" представляет собой порядка 350 страниц моего чистого восторга. Во-первых, книга очень легка в чтении, во-вторых, это яркие воспоминания Сабуро, ужасно страшные, захватывающие дух или до слёз смешные. Или страшные, захватывающие и смешные сразу. В третьих, да простит меня а такое определение японский ас, он представляет собой мой любимый тип персонажа, наиболее мне интересный, а именно добро на службе зла (таковые как правило обмануты или связаны клятвой, или сразу и то, и другое). А ещё в книге совершенно очаровательна любовная линия. Хацуо меня просто восхитила. И не могу не сказать про доктора Сакано. В результате его работы правый глаз Сабуро Сакаи полностью не восстановился, но на минимально расстоянии согласно заключению что-то видел. Я просто в офигении и восторге от достигнутого результата. Книгу теперь всем горячо советую.

P. S. А ещё я хочу поблагодарить Фреда Сайто, без чьей усердной работы я бы в таком виде книгу не увидела. Он ведь имел дело только с заметками аса, но и брал у него интервью, и работал с архивами.

@темы: свалка впечатлений, минутка любви и обожания, люди и эпохи, книги, Япония