Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:13 

Янгал Маа

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Я скажу тебе — ты солнце,
Ты звезда на небе темном,
Ты цветок на стебле гибком,
Напоенный ароматом,
Лебедь белый, сизокрылый,
Сказок древних, мудрых сказок,
Сказок всеми позабытых.


Будьте милостивы к мертвым,
Смерть и вас на перепутьях
Караулит терпеливо...
Все, рожденное, не вечно:
Все живет и умирает,
И родится в новом свете
В царстве дальнего Торыма.
Все умрет, и день вчерашний
Не придет и не вернется!
Только сильные шаманы
Возвращаются на землю,
Но уже в другом обличье
И с другими именами!


Я прочла, я влюблена. Я люблю этот размер, эти образы. Расстроили в книге по-настоящему меня две вещи:
- Русские там главное зло. Учитывая исторический контекст оно неудивительно. Увы, есть, за что. Всё-таки на новые земли обычно первыми отправляются подонки, и уж они-то точно не слушают про "ласкою, а не жесточью". Во-вторых мне бы и хотелось верить, что всё шло мирно, но здравый смысл подсказывает обратное. НО ТЕПЕРЬ: я хочу и другие вогульские легенды. Манси гораздо древнее покорения Сибири. Может, и Ваза тоже гораздо старше, и в более ранних версиях под жестокими жестоким чужеземцами понимались татары. Я не знаю. Но хочу знать.
- "Янгал Маа" и "Мадур Ваза победитель" - это два разных изложения материала. А я думала, что одно продолжение другого.

Ещё до чтения поэмы я встречала отрывок, в который собраны все русофобские строки эпоса. Я специально искала их в тексте. И некоторых не нашла. Изложенное в сети иногда близко к тексту, но как правило неточно. А строк:

"И насилуя повсюду
Наших жен, сестер и дочек…"

нет вообще, но несколько раз повторяется "бесчестить наших женщин". Также в сети народ-автор эпоса ненцы (а эпос принадлежит манси, которых в поэме называют вогулами). Кроме русских во врагах манси коми. Строчки про нефть настолько бредовы (это во времена покорения-то Сибири манси нефть за ценность считали, д-да-а), что их и не хочется комментировать.

Конец у поэмы грустный, но открытый. Ючо умерла, но Ваза с чудесным незнакомым старцем ищут живую воду, чтобы воскресить её. Торым ,хоть и подставил Вазу (я больше нигде не читала, чтобы верховное доброе божество козлило своему герою) был не в восторге от идеи войны с русскими. может, поэтому такое Вазе и устроил с тем, чтобы когда он вернулся счастливый со своей Ючо надо было не воевать, а дружить. У меня есть даже безумная теория, что настоящий Торым - не тот (или не только тот), которого Ваза видел в стране мёртвых, а именно странный дедуля, которых явился ему сначала во сне, а потом позвал искать живу воду и прут.

@темы: мысли вслух с иллюстрациями, книги, by heart

URL
Комментарии
2016-03-27 в 18:55 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
Тебе, случаем, не попадались книги Рувима Фраермана?

2016-03-27 в 19:10 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Нет, семпай. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» - стоит дома на полке, но я как-тоне связывала её никогда с манси. А почему ты спрашиваешь?

URL
2016-03-27 в 19:53 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
Другие повести, не «Дикая собака». «Никичен», например. Там много было о народах севера (эвенки, ненцы...) и об их взаимоотношениях с другими народами - не с позиций легенд, с позиций, как оно было, когда эти «другие народы» туда приходили. Россияне, американцы...

2016-03-27 в 20:03 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
А можно в двух словах, как было?

URL
2016-03-27 в 20:25 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
В двух - ничего хорошего.

2016-03-27 в 20:26 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
Если подробнее - начать можно с многочисленных подпоев во имя выманивания шкурок за бесценок...

2016-03-27 в 20:30 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Э-э, ну так это и в Янгал Маа есть.

URL
2016-03-27 в 20:34 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
«Дикая собака Динго» - тоже, кстати, косвенно описывает типичные отношения (Таня, Филька и его семья, например) между народами и отношение местных к советской власти, но характерные для своего времени, более позднего.

2016-03-30 в 21:00 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Асса Радонич, знаешь, судя по тому,что я о "Дикой Собаке" читала, дело-то на лад пошло.

URL
2016-03-30 в 21:12 

Асса Радонич
Я в ответе за то, что я говорю, но не за то, как вы меня поймете (и поймете ли вообще).
судя по тому,что я о "Дикой Собаке" читала, дело-то на лад пошло
А я говорила, что плохо? На том этапе - вовсе нет, уже мирно сосуществовали.
Часть местных жила, как жила, и исповедовала свои обряды. Часть стала смешиваться с городскими жителями и перенимала их обычаи.
Хотя технология изготовления плавок из пионерского галстука до сих пор заставляет меня задумчиво чесать в затылке...
Что не отменяет того, что покорение народов Сибири было далеко не мирным.

2016-03-30 в 21:38 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Мирное покорение - это вообще знатный оксюморон.

URL
2016-09-28 в 02:15 

Groemlin
в сети народ-автор эпоса ненцы (а эпос принадлежит манси, которых в поэме называют вогулами). Кроме русских во врагах манси коми. Строчки про нефть настолько бредовы (это во времена покорения-то Сибири манси нефть за ценность считали, д-да-а), что их и не хочется комментировать.

Ненцы и вогулы в одном эпосе (если это таки эпос) находиться просто не могут. Далее, "вогулы" - это не самоназвание этноса, так эти племена называли пришедшие русские, и в собственном эпосе народа "чужое" название этноса тоже вряд ли возможно. Подозреваю, это фейк все-таки современная стилизация. Упоминание про нефть даже не требует дальнейшей аргументации.


Манси гораздо древнее покорения Сибири. Может, и Ваза тоже гораздо старше, и в более ранних версиях под жестокими жестоким чужеземцами понимались татары.

Сибирь - она очень большая. "Лоча" сюда, конечно, в своё время шли не только с плюшками, но они пришли туда последними, выгнав или построив по стойке смирно всех прочих завоевателей.:D Еще и потому покорение всей Сибири оказалось настолько (по историческим меркам) быстрым, что местное покоренное население поняло, что к "лоча" можно обратиться за защитой от прежних хозяев - и "лоча" действительно в состоянии защитить... Если речь идет все еще о Среднем Урале и Западной Сибири (Чусовая, Кама, Обь, Иртыш) - до того, как туда в 15-16 вв. добрались русские (точнее, новгородцы), в тех землях успели отметиться (в поисках пушнины) люди из Казанского ханства, до них - бойцы Узбек-хана, до них - заходили с набегами туркмены... Я уж не говорю о том, что в языках манси и хантов имена числительные (до десятков включительно), слова, обозначающие понятие "дань", "ясак", "деньги" и т.п. - вообще арабского происхождения, и этот регион упоминает в своих "Записках" арабский купец и дипломат из Багдада 10-го века ИбнФадлан.

Русские там главное зло. Учитывая исторический контеКст оно неудивительно. Увы, есть,за что.

Есть в современной антропологии и в теории национализма такое понятие - "постколониализм". Сформировать представление о "своей" нации можно только отделив её от "не-своих", противопоставив некоему общему врагу, который самим своим наличием объединяет и помогает сплотиться. По крайней мере, это простейший путь.:)

2016-09-28 в 19:33 

akiokocoon13
"Вокруг меня были тысячи прекрасных людей, и они медленно сжимали кольцо." Майкл Джексон
Groemlin, сколько новых горизонтов...

URL
2016-09-28 в 19:45 

Groemlin
akiokocoon13, глядя на мир, нельзя не удивляться.:)

   

Почеркушки Акийоко

главная