Десять дней назад, (хотя мне кажется, что прошло уже месяца полтора) у меня состоялся разговор с
Iolanta Northern в рамках комментариев к её посту, попавшему в
дайрибест. Предвосхищая вопросы: да, меня учили, что хвастаться и нахваливать то, чего у других людей нет очень скверно. Однако я сознательно задала вопрос. Допустим, я лично познакомлюсь с человеком, незрячим от рождения, мы станем друзьями, будем сидеть на покатом заросшем берегу Грушевки лицом к лежащему на противоположном берегу Гдетотамску. И друг спрашивает у меня: как это вообще, видеть? Мой честный ответ: это офигенно, я бы сделала что угодно, чтобы ты видел тоже. И друг сочтёт, что я считаю его ущербным, стыжусь и далее по списку, обидится насмерть, и это будет нашей последней и тяжёлой встречей. (Хотя я знаю точно, что
мой друг так никогда не сделает). Я не хочу, чтобы моё искреннее желание поделиться тем, что доставляет мне радость принесло кому-то боль, и коль скоро знающих человек пишет на тему (не просто ж так, а желая помочь другим) , свой вопрос я посчитала уместным, и более того, необходимым. И тут выяснилось, что я не имею понятия, почему зрение для меня - это не просто удобная фича, облегчающая жизнь. Я никогда прежде не задумывалась об этом, и пообещала разобраться в себе как следует.
Я не уверена в том, как будет восприниматься изложенное под катом, я не знаю, как бы я сама к нему отнеслась. Я заранее прошу прощения, если написанное в чём-то задело ваши чувства. Я не со зла, я ищу ответ на возникший мною вопрос.1. Неотьемлемая часть.
Ну, как неотьемлемая. Физический сильный псих, острый нож, невезенье и опоздавшая помощь - и я точно останусь слепой. Совершенно. Не считая того, что у меня останутся две вещи: сны и память. Примерно то же самое случится, если я потеряю слух. Я по прежнему буду помнить то, что слышала: голоса, какие-то мелодии, шум ветра и дождя, звуки продолжат мне сниться, и таким образом останутся со мной. Я могла бы сравнить это с дыханием, но предвижу, что не сегодня-завтра в мире появится человек, который с роду никогда не дышал, а кислород получал в кровь с помощью некой хитрой капельницы. К тому же, факт "это было со мной всегда и останется навсегда хотя бы и воспоминанием" не отвечает на вопрос, в чём тут особое удовольствие.
2. Кодировка воспоминаний.
Озадачившись, я стала копаться в памяти и обнаружила следующее: у меня нет воспоминаний, не сопровождённых зрительным образом, причём образ всегда является ключом к остальной части. Сначала в голове всплывает картинка, потом - звук и всё остальное. Если воспоминание особенно яркое, то одновременно. Некоторые из этих образов чёткие и яркие, иные - обрывочны и размыты. Иными совами, если сейчас стереть зрение из моей памяти, вряд ли я чем-то буду отличаться от новорожденного младенца. Возможно,что-то останется. Но сколько? И никакой уверенности у меня в этом нет.
3. Обучение и выбранная дорога.
Должна признать, оно имеет колоссальное воспитательное влияние. Я дизайнер-график. Моя работа невозможна без зрения. Вернее,я представляю себе, как работать вслепую с помощников.Но чтобы избежать искажений при передачи форм и цвета, необходим феноменальный опыт работы с цветовыми схемами, координатной сеткой и феноменальная память.Я не уверена, что длина человеческой жизни позволяет получить такой навык. Я не говорю, что незрячий человек не может рисовать. Может, и хорошо. Вот например работы Эсрефа Армагана. Насколько я поняла, для рисования он либо ощупывает объект руками, а если это невозможно (пейзаж вот как ощупать?) пользуется рельефным изображением. созданным шрифтом Брайля. А ещё у меня есть грешная мысль, что не так прост это художник как кажется, и либо помнит что-то из прошлого воплощения, либо балуется астральными путешествиями,что вообще-то недоказуемо, антинаучно и с позиций современного материализма даже бредово. Ну, а что касается меня и моего обучения: меня всегда учили как смотреть, на что обращать внимание, как это переносить на плоский лист, как изъять образ из воображения и поместить на бумагу.
4. Зеркало мира.
Помимо этого меня всегда учили (не только преподаватели рисования) что мир для человека таков, какой сам человек. Урод видит уродства, враг - врагов, любящий любовь, и красоту тот, кто красив. Ни в коем случае не считаю себе воплощённым идеалом, но эта философия действительно учит видеть красоту не только бабочек, цветов и облаков, но и трещин, ржавчины, побелевших костей, гармонию в старческих морщинах, короче говоря, всего. И на этом этапе размышлений меня ждало ещё одно открытие: процент мерзких звуков, запахов, неприятных на ощупь веществ гораздо выше процента неприятных цветов и негармоничных линий. И если на восприятие зрительных образов может влиять настроение или время (чем дольше что-то разглядываешь, тем вернее найдёшь в объекте некую эстетику),а запахи со временем просто перестаёшь замечать, то неприятные звуки становятся только хуже. Можно часами скрести гвоздём по стеклу, но хотела бы я посмотреть на того, кто начнёт получать удовольствие от такой мелодии.
5. Костыли в общении.
Я не люблю говорить по телефону. В моём личном аду телефон - одно из основных орудий пытки. На самом деле я предпочитаю личные встречи или же текст. Если сообщение написано, у меня есть лишние минуты обдумать ответ, если живой разговор: я вижу лицо человека, как его выражение меняется от моих слов. По телефону я лишена этой возможности и плохо понимаю, как человек реагирует на сказанное. На самом деле, я немею процентов на 80% даже если хочу что-то сказать, и вспоминаю наставление мамы: "не молчи в трубку".
6. Дано-не дано
Все мои органы чувство работают в пределах возрастной нормы,я не имею никаких особенностей или отклонений. Но между двумя главными есть существенная разница. Я вижу разницу в близких оттенках, ритм в линиях, я умею ими пользоваться. Я могу сочетать их так, чтобы людям нравилось. Я понимаю куда мне совершенствоваться, где мои сильные стороны, а где недостатки. И я наглядно вижу в своих рисунках, куда я движусь. К сожалению, о слухе я ничего подобного сказать не могу. Да, нормально слышу. да,я понимаю, что такое ритм. Я различаю приятное-неприятное. Запоминаю то, что мне нравится. Но музыкального слуха у меня нет от слова совсем, на ушах станцевало лунную походку стадо диплодоков. Чтобы услышать ошибку в мелодии я должна знать её суперотлично, либо исполнитель косячить везде и глобально. Дядя Саша утверждает,что может предугадать, какая нота должна идти в композиции дальше. Для себя я объясняю эту способность тем, что он разлагает музыку на части, как я рисунок на линии и цвета. В точности понять, о чём он говорит, я не могу. Даже если я отлично знаю произведение, я не смогу его повторить. Помню как должно быть, воспроизвести не могу. Я понимаю, что отрывок сыгран в другой тональности только в половине случаев. Слушая незнакомую песню, я скорее всего не пойму, что певец не попадает в ноты. Однажды тем летом я с двумя подругами смотрела корейскую комедию "Моя маленькая невеста". Милый надо сказать фильм. Там есть момент, когда молодёжь идёт в караоке-бар. Парни поют очень хорошо, выступление девчонки мне понравилось меньше, но вполне устроило. И тут одна из моих подруг говорит: "Ей медведь на ухо наступил". За то лето я не припомню другого случая, когда слова меня так сильно оскорбили. И подать вид - испортить посиделки. В общем, слова "фальшиво играет", "медведь на ухо наступил", "дать петуха" меня в любом контексте обижают. Я знаю, что часть можно нагнать упорными тренировками, но я просто слушаю много музыки. Говорят, это тоже развивает. У меня нет особых пристрастий к инструментам и жанрам, разве что предпочитаю мужские голоса. Почему не хочу тренироваться? Знаю. что толк будет невелик, знаю,что учителям неинтересно с бестолковыми учениками. жаль своё время и их. Ну, может, мой волшебный гипотетический муж сможет переломить ситуацию, и взяться за моё развитие в этой стезе, откуда ж знать-то. А вот на перспективу решить проблему щелчком пальцев: магией или оперативно-медицинским путём при условии её безопасности я бы не отказалась.
7. Способ жить.
В разговоре прозвучала фраза, шокировавшая меня своим отношением к жизни. Коротко передаю суть: если у тебя чего-то никогда не было, тебе не о чем сожалеть. Хотите знать мою честную первую реакцию? Да ну нафиг, так говорят себе в утешение и для бравады, мол, виноград зелен. Все мои друзья по разным поводам говорили похожую фразу, да и сама я тоже. Нет музыкальных способностей - ну и нафиг они мне. А внутри-то горит и грызёт: та девушка так красиво поёт, к ней люди тянутся, а я рот открою, шарахаться начнут сильнее, чем от прокажённой. Почему мне так нельзя? Язык и уши вроде на тех же местах растут. А поразмыслив, я пришла к выводу, что люди ведь реально не представляют, что такое зрение и как это, видеть, а потому говорят именно то, что чувствуют. И многим из них правда неинтересно, как это. И тут я захожу уже в другой тупик, философский. На мой взгляд иметь и потерять в любом случае лучше, чем не иметь никогда. Я большой охотник до впечатлений. А кроме того, если ты что-то потерял (я сейчас не говорю о смерти), то остаётся простор для борьбы. Можно стараться вернуть потерянное или сохранить хоть немногое. Когда тебе просто не досталось и никогда не достанется не смотря на все твои усилия кажется мне куда как более печальным. Борьба не всегда даёт возможность повлиять на обстоятельства, но по крайней мене оставляет чувство, что всё возможное сделано.
Кажется, я понимаю, откуда у зрячих людей эмоции, не всегда принимающие корректное выражение. Это не столько страх непонятного, сколько беспомощности. Страх, что не всегда есть вариант победить обстоятельства. Это их собственный страх сдаться пред своими проблемами, ничего общего со зрением не имеющими. И также независимо от них возникшими, как врождённое слабовидение. Отсутствие возможности для борьбы пугает куда больше, чем она сама.Таковы мои мысли по поводу на данный момент. Пока я сама не определилась, есть ли в моих рассуждениях ответ на вопрос. Из них получается, что зрение по большому счёту и есть моя жизнь.