Вообще-то, товарищи, не планировала выносить чтение ваших книг в отдельные посты и делать его каким-то суперподробным. И не уверена, что буду так делать впредь. И почти уверена ,что вам эта практика не понравится. Но я проэкспериментировала с механической озвучкой автортудея, и теперь слушаю Книга Аэссы.Право на жизнь Viel_AsIs, и решила, что поднимаемому посту про книгу быть. Надеюсь, автор меня после содеянного не возненавидит.

Сразу скажу механическая озвучка автортудея - отстой. Я за неё постоянно интонации и ударения расставляю (а я слушала книги, где ии с этим на твердую четверочку справялся). Имена и любые авторские неологизмы и незнакомые вам лично слова после неё надо увидеть глазами. Но ничего, я слыхала и более ужасные озвучки голосами живых людей.

Итак, перейдем непосредственно к книге. Сам замес мне нравится: разведка в подземелье с врагами, которые судя по тегам станут друзьями, эдакий лавхейт в рамках дружбы. Но сразу же совершено непонятно, почему заявленное доброе и светлое фэнтези начинается с подготовки геноцида (это не спойлер, это аннотация). Но про подготовку геноцида и лавхейт мне тоже интересно, берем.

глава 1
глава 2

глава 3 - глава 5.1

глава 5 до конца+интермедия

Глава 6

глава 7

глава 8

глава 9

глава 10

главы 11-13

Ну, вот я и добралась до конца истории. И местами мне начало казаться, что автор от текста устал и хотел поскорее закончить, отчего появились временные разрывы, в которых не хватает текста. Точно также, как между 12-й и 13-й, не хватает сцен между 13-й и 14-й. Я вообще не поняла, почему Тьяра бегает от Лира и как будто бы там надо расширить: как Лир её ищет, как понимает, что она его избегает, почему она его избегает. Удачный разрыв - между праздником и первой торговлей. Там вроде как ничего интересного за кадром нет.

О празднике:
- Что такое "какие-то конструкции неизвестного назначения"? Мы так и не узнали ни как это выглядит, ни что это такое. Представить соответственно не можем. Имхо, надо либо конкретизировать, либо опустить информацию. Тары могут соорудить какие-нибудь подмостки, качели-карусели, например.

- Одежда. Лир все время видел таров в повседневности, и повседневность у них довольно бедная и затрапезная, что в из жизненных условиях норма. А потом настал праздник, и они нарядились в тонкое, яркое и красивое. А Лир не удивился. Хотя это сильный, красивый и яркий контраст: вот они ходят в кожаных штанах, кухлянках и штопаном трофейном шмоте, а вот они бах - и в шелках. Кстати, шелк-то они могут получать от каких-то подземных тварей, это же по сути паутина. И он может быть повседневным и праздничным. Повседневный будет грубый, а праздничный - тонкий. Воины, кстати, будут носить шелк. Просто потому, что он не пробивается стрелой, а входит в рану вместе(вминается как бы) с ней соответственно, легче извлечь. Возможно, шелк будет частью композитного доспеха. Все-таки 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357(по данным из сети).

- На нас очень внезапно вывалился целый пласт информации о Раукхарте. У него в клане, как оказалось, есть куча родных, Ночная Роза его вторая жена ,а ещё у него есть дочь. Эту информацию кмк стоит подать намного раньше и иначе. Потому что к моменту, когда мы об этом узнаем, Раук в голове уже сформирован, и это довольно одинокий человек, увлеченный своей работой/долгом. У меня как читателя образ героя в голове буквально сломался.

О моих ожиданиях. Я все ждала когда же выстрелит ружье из "убить большую крысу", а оно не выстрелило. Не было никакого ни нападения, ни покушения на Рааукхарта. Даже Лира похитил маньячный батя по личным мотивам. Кстати о бате. Он мое самое большое разочарование, потому что я полагала, что их с Лиром конфликт основан на взаимном недопонимании и желании отца причинить добро на свой лад, а там просто "я тебя не люблю, ты позорник, сдохни". Он вроде как пытается отстоять честь рода, но если честь рода у айнов выглядит вот как-то так, странно, что ни не вымерли.

Но кроме бати там есть ещё и братец. А теперь внимание вопрос: как Лир в таком окружении вырос таким, каким вырос? Я спрашиваю потому, что буквально не понимаю, был ли у Лира хоть один доброжелательный значимый человек в жизни до таров. если был - то кто он, если нет, то как он вырос таким, как вырос? Из него должно было получиться нечто вроде детдомовца с их специфическими проблемами. Кстати, тут ещё другой вопрос: а арлу их там нормально, что его феодал творит всякую дичь? Если/когда он узнает, что Ир Ирдан чуть не угробил мирный договор, то что с ним сделает? Но это так, на будущее размышления.

Вообще в плене Лирэя порадовало то, что он под конец начал как-то шевелиться самостоятельно. Явно налицо рост героя. То он трясся и старался выслужить у папки хоть грамм позитивного внимания, а тут на конфронтацию пошел и из тюрьмы сбежал. Кстати, я советую надеть на него ВСЮ одежду, которой он располагает. Таким образом у него появится 1 смена, а идти ему ой как далеко. Не радует меня его беготня по комнатам когда он специально идет в свою бывшую. Он теряет время и очень рискует. Другой вопрос, если там удобное дерево или труба водосточная чтобы вылезти незаметно. А может какой-то полезный лут взять можно. Может, нож или кремень с трутом. Кстати, с побегом связано ещё одно противоречие. Лир вроде как отказался о мысли о самоубийстве. Но почему-то именно его делает целью своего побега, мол, пусть они побегают, а потом после моей смерти все кааак узнают. Хотя он знает местность и его шансы выбраться довольно высоки.

На счет Ира Кайрана. Тут я очень сильно запуталась, по каком побеге/похищении идет речь. Сначала подумала, что побеге Лира от бати (что рушило всю логику событий) и только со второго перечитывания .что речь идет о похищении Лира батей, которое тот пытался замаскировать под побег. Я б рекомендовала эти сцены как-то разнести/переставить.

Итак, теперь перейдем к общим генеральным выводам:
- В истории есть последовательное развитие героя. Он сначала пытался стать таким, чтобы его похвалили, а потому нашел тех, кто его ценит таким, как есть и перестал выдавливать из себя то чем не является. Это хорошо.
- В истории есть забавный бестиарий с потенциалом. Это хорошо.
- Есть понятные, логичные пути к расширению как сиквелом так и набором "массы" в существующий текст". И это хорошо.

А теперь обобщу проблемы. Я делаю на них особый упор не из вредности, а потому что они мешают моему восприятию. Я вот это увидела, и уже не могу думать о высоком. Мне надо либо исправить, либо понять ,почему это не баг, а фича.Основные проблемы на мой взгляд следующие:

- Материальный обоснуй. Что едят, почему используют именно эти материалы а не те, где берут нужное. Тексту этого очень не хватает. Текст явно строили опираясь на абстракции и метафоры, но с ними какая проблема - они работают на основе конкретики. Конкретика - это "железо", если хотите, а метафора "софт". Если железо слабее, чем требует софт, он не запускается или работает некорректно.

- Пробелы внутренней логики мира. Некоторые вещи в быте и нравах тех же таров прописаны на основе "у них так принято". Вот те же айнские мечи. Не принято на стену вешать, они бесполезные. а почему не принято? С чего они бесполезные? Как по мне так пусть лучше на стенке из голого камня меч висит чем ничего, если мы 95% времени живем среди таких стенок. Надо же их чем-то разнообразить. А вот те древние мощные альтараны, которые войну развязали их использовали? А трофеи собрали? А почему не передали потомкам эту традицию, как случилось что на исчезла? Или вот зачем Эр-Раукхарт стремится заключить мир с инмерийцами? Потому что стремится защитить клан от голода. Голод он этот не с потока взял. Но при этом отношение к еде в поселке довольно легкое. Хотя если они периодически голодают, то куски бы должны считать даже в относительно благополучные времена. Потому что завтра могу настать неблагополучные, и таки настают. Но на поселок нападут, то урожай на делянке погибнет то её чего.

- Ошибка позиционирования. Аннотация обещала нам светлое фэнтези. Ну, то есть все или почти все скорее хорошие, а проблемы от недопонимания и/или есть какое-то конкретное однозначное зло. Но на деле "Книга Аэссы. Право на жизнь" довольно мрачный мир, в котором все как минимум серые. Кто-то кичится честью рода до неадекватности, кто-то грохнул брата, чтобы он не устроил геноцид. Кругом либо тяжелые условия жизни и быта сопряженные с риском умереть, либо эмоциональное и моральное насилие. При этом на конец истории мы не получаем полного хеппи-энда Да, ГГ, похоже, нашел свое место в мире, обрел стаю. Есть некоторые успехи в деле налаживания мирной жизни. НО! Эти успехи такие шаткие на самом деле. Проблема-то основная была в инмерийских феодалах, а они не изменились.

- Я ничего по ходу чтения не говорил о языке, но его тоже необходимо проанализировать. Потому что местами конструкции меня царапали либо как довольно тяжелые и я даже рискну порой определить их как канцелярит (например, в начале Лир прямо сбивает на тест из учебника по военной теории), либо они очень отстраненные, как будто это не Лирэй воспринимает информацию, которую мы через его фокал видим в тексте. Объясняю я, конечно, так себе, но считаю, что это вообще стоит трогать в последнюю очередь.