Вообще-то, товарищи, не планировала выносить чтение ваших книг в отдельные посты и делать его каким-то суперподробным. И не уверена, что буду так делать впредь. И почти уверена ,что вам эта практика не понравится. Но я проэкспериментировала с механической озвучкой автортудея, и теперь слушаю Книга Аэссы.Право на жизнь
Viel_AsIs, и решила, что поднимаемому посту про книгу быть. Надеюсь, автор меня после содеянного не возненавидит.
Сразу скажу механическая озвучка автортудея - отстой. Я за неё постоянно интонации и ударения расставляю (а я слушала книги, где ии с этим на твердую четверочку справялся). Имена и любые авторские неологизмы и незнакомые вам лично слова после неё надо увидеть глазами. Но ничего, я слыхала и более ужасные озвучки голосами живых людей.
Итак, перейдем непосредственно к книге. Сам замес мне нравится: разведка в подземелье с врагами, которые судя по тегам станут друзьями, эдакий лавхейт в рамках дружбы. Но сразу же совершено непонятно, почему заявленное доброе и светлое фэнтези начинается с подготовки геноцида (это не спойлер, это аннотация). Но про подготовку геноцида и лавхейт мне тоже интересно, берем.
глава 1На данным момент у меня позади 1 глава, и я скажу так. Задумка ок. А исполнение требует серьезной переборки.
Время от времени я ловила себя на том, что выбрала бы иные слова и иначе построила фразу, особенно если считать, что смотрим мы кино из головы Лирэя. И это несерьезная часть. Во-первых, это субъективочка, а во-вторых, там надо обратить пристальное внимание на сюжет и его составляющие.
Во-первых, на историю становления таров. Я так понимаю, они были изначально культурой, сходной с инмерийцами. А потом уже стали пещерными дикарями. У меня тут два вопроса: А) как войско не вымерло в пещерах. Если это была типично-псевдосредневековая война, у них тупо не было женщин для воспроизводства. Потому что воевали мужчины (и этому есть объективные скучные причины, такие как тяжесть оружия и брони, домогательства солдат, беременность, роды и менструации). Короче, по умолчанию мне видится, что в армии времен меча и лука из женщин будут только обозные шлюхи. И к тому моменту, когда армию загонят в горы, они на 95% разбегутся или погибнут. А если бабы сражаются с мужиками наравне и в армии их +/- поровну, то читателю об этом надо сообщить отдельно. Б) Что стало с оставшимися дома альтаранами и их землями? Они пока просто выпали из расклада.
Во-вторых, с обоснуем миссии Лирэя беда. Потому что герой не соответствует миссии. Ни набором личных качеств, ни материальной подготовкой. Так, как он оказался в пещерах, он может оказаться только по своему почину в самоволке. И тогда это будет логично: недолюбленный, но самоуверенный до глупости паренек решил сделать подвиг и доказать папке, что тоже достоин любви. А так как в планировании подобных миссий он полный ноль, то и идет туда как идет - то есть вообще неподготовленным, как на пикник. У него там я так поняла, что тупо набора для выживания нет, если он заблудится, ему чтобы умереть тары и чудища уже не нужны. В имеющемся виде он менее эффективен, чем камикадзе с летной подготовкой в объеме "научили взлетать". Тот хотя бы призрачный шанс имеет поднять волну и смыть за борт пару человек. Или отвлечь внимание на себя, дав шанс более опытному пилоту убиться о корабль врага.
Если миссия всё-таки исходит от командования, и они не вредители и не полные идиоты, то идти в пещеру должно дрг 4 человека, которые уже работали вместе и сыгранная команда. Примерный портрет диверсанта: простолюдин (никто не будет всерьез сыновьями высшего дворянства разбрасываться, даже неудачными), в крайнем случае - личное дворянство за заслуги перед отечеством. Возраст - 25-35 лет, небольшой рост (в пещеру же лезут), навыки - следопыт, желательно имевший опыт либо работы в шахте, либо зачистки её от бандитов/чудовищ. Они должны быть в первую очередь пронырливыми и ловкими, им лучше уметь лазать и протискиваться, чем драться. Оружие - отравленное. Свет - потайной фонарь, никаких факелов. Поскольку они не смогут взять себе припасов больше чем на 3-4 дня (большой вес и объем), их главная задача - не столько карта, сколько взять языка для этого даже не обязательно лезть в пещеры, хотя кмк, слазать всё-же стоит, сделать карту на расстоянии 1-2 дней пути от входа. При этом полученная информация должна незамедлительно отсылаться из пещер. Ну то есть прошли день - двое дальше, двое назад, у входа передали данные, взяли припасы и пошли за оставшимися. С собой у них должны быть медикаменты, включая антидоты к известным ядам. Если есть яды, к которым можно принять антидот заранее, как вакцину - это надо сделать до начала спуска.
Короче, чтобы инмерийское военное командование выглядело вменяемым и не предателями, идти должен либо не Лирэй, либо Лирэй, но без их ведома.
Про таров. Мне понравилось, что Лирэй рассуждает со своей колокольни: жилетка на голое тело - перед девками красоваться, а не тотальная нищета. Его рассуждения про крепость более спорные. С одной стороны он явно ждет если не Мензоберранзан, то что-то, к чему привык и это логично. С другой, ну ё-моё, Лирэй, тебе не 5 и не 10 лет. Ты военный, в патрули ходил. Наверное, стратегии учился как отпрыск высокого дворянства. Уж можно сообразить, что в условиях подземелья и фортификация будет не такой, как на поверхности. Не совсем понятно, как он определил пол детей, если у них одинаковая одежда, одинаковые прически, одинаковые пока ещё фигуры и голос у мальчика скорее всего не сломался, и вообще он отмалчивается. Но это уже мелочи.
Ну и напоследок. Жуки. Вот жуки классные. Даешь больше пещерной хтони!
Засим я на сегодня заканчиваю, когда будут соображения по поводу второй главы, пост подниму. Если мои слова были излишне резки я приношу извинения. Ну и напоминаю - мне можно мстить той же монетой. глава 2
По поводу второй главы. Из позитивного:
- Мне понравился ход с тем, что Лирэй спасает тара практически рефлекторно. Это и его раскрывает (что предубеждение перед тарами и некоторое высокомерие у него наносное, а не краеугольное), и задает вектор истории дальше.
- Мне понравилось озеро с водопадами
А вот поведение сторожей, приставленных к пленнику, мне показалось странно безответственным и не подходящим к их образу. Так могли бы вести себя дежурные в пионерлагере, но никак не жители опасного и сурового подземелья при исполнении. Им пленника доверили, они его передоверили и в ус не дуют. Они ведь не знают, насколько он на самом деле опасен.
Следующий вопрос который вызывает у меня сомнения - работа Лирэя по разбору осыпи. Во-первых мне представляется, что крупные и мелкие камни будут вперемежку, и убирать из по отдельности не рационально. Во-вторых мне кажется, что на подобные работы надо отряжать больше рабочих тем более что есть пленник, за которым надо следить. В-третьих, мне кажется,что задача не соответствует физическому состоянию работника. Вот если бы Лирэй имел возможность отоспаться, это бы его несколько восстановило и ситуация выглядела бы логичней.
И вот ещё что:
- Я тут совершенно не уверена, но мне кажется, что кнут - сомнительное оружие для подземелья. Ему нужен замах, а для замаха - место.
- У таров явный дефицит дерева. Дерево им нужно для балок и подпорок в тоннели. Они воруют дерево у инмерийцев. Почему же они тогда сожгли крепость вместо того, чтобы раскатать её по бревнам и тоже унести?
А ещё я начала путаться, почему Лирэй иверин, если о из Инмери? Списываю на то, что что-то пропустила на слух или не удержала в голове из-за в целом рассеянного внимания.глава 3 - глава 5.1На данный момент я добралась до части 2 5-й главы. И тут я поняла, что мой взгляд на истории резко изменился с тех пор, как у меня появились личи. Я стала намного больше уделять внимания материальной базе происходящего. И считаю это чертовски правильным.
Глобально мне уже кажется, что тары - это такие благородные дикари, а инмерийцы - какие-то злобные заносчивые придурки, хотя наверное тут предполагался троп "у каждого своя правда". Но на деле я пока не вижу, чем тары так уж солят инмерийцам, чтобы те аж решили их подчистую вырезать. 400 лет назад какой-то народ, от которого тары произошла напал на предков нынешних инмерийцев - ок, но чтоб прям до войны на уничтожение - сомнительно. Теперь тары периодически нападают на деревни и воруют еду и прочие ресурсы. - ну, это была бы причина укрепить патрули, но я б сказала что там должно быть что-то её. Зловредная магия или угнанные в рабство жители, например.
Вообще, если говорить о самом слабом месте в истории я бы сказала, что мозги инмерийского генштаба. Там открываются воистину бездны. Изучать врага ,который тебя по мелочи терроризирует? А зачем? Дать разведчику известную часть карты опасного подземелья чтобы он не загнулся на уже известных территориях? А зачем? У нас секретность! Я прошу прощения, но схема нерабочая. Во-первых, они должны бы изучать таров, чтобы примерно понимать чего от них ждать и быть к этому готовыми. Во-вторых, уж разведчику-то карта для его миссии необходима. Его можно убить по возвращению после того, как он передаст сведения, но карта ему нужна. Категорически, так как повышает шансы на успех операции. Если автору по какой-то причине не надо, чтобы у Лирэя были эти сведения, то его поход должен быть самовольным. И имхо, там вполне нормальные под это дело подводки.
Если говорить о самой сильной стороне истории - то я бы сказала, что это подземный бестиарий. Адский фитоговноед на дне выгребной ямы (которая, строго говоря, при его наличии и не выгребная) прекрасен, и на мой взгляд прекрасно справляется с лечением запоров буде такие у кого приключатся. И по моим наблюдениям пока именно фэнтезийную, магическую составляющую обеспечивает именно бестиарий.
По поводу таров. Они не попадают в образ дикарей. Строго говоря, они вообще особенно на фоне инмерийцев очень воспитанные и рафинированные ребята, которые непонятно как выросли в таких условиях такими хорошими вместе со своей демократией. И они общим своим поведением и манерой общения здорово напоминают подростков в летнем лагере, где князь и знахарка - за вожатых. Я бы сказала что они окнорм для фэнтези светлого, уютного и изрядно юмористического, где конфликты между персонажами заведомо не предполагают серьезных смертей. Но если по моей классификации Книга Аэссы в средней весовой категории, то они выпадают из образа и окружающей среды.
Кстати, о среде. Если я ничего не путаю то воровать продукты они начали намного позже, чем попали в пещеры. Значит, они добывали какую-то еду, и лишь позднее её стало не хватать, м. б. от того, что население выросло. От себя рискну предположить следующее:
- В пещерных водоемах водится что-то съедобное. Рыба, моллюски, водоросли.
- В пещера есть, на кого охотиться ради мяса и возможно шкур/панцирей.
- В пещерах должны расти грибы
- У таров должны быть какие-то минимальные владения на поверхности в горах. А, там, опять же возможно, какая-то охота/рыбалка, возможно небольшие огородики, возможно,немного коз, овец и домашней птицы. Сбор лекарственных трав, опять же. И на это намекает знания Марсы о поверхности.
Касательно здоровья ГГ. Открытый перелом - это в заданных условиях ампутация (и именно из-за этого я эту травму нещадно в своих текстах корчую). Поэтому либо медикусу надо подключать магию, что было бы очень неплохо и текст, имхо, украсило, либо перелом закрытый, но параллельно у пациента буду и неизбежные ссадины и рассечения, полученные при падению. И мне кажется, что боль Лирэя сильно преуменьшена относительно того, чтобы он испытывал на самом деле.
И напоследок ещё немного подушню по поводу названий. Я все равно чувствую себя довольно противным читателем (хотя по сравнению с моими чтениями Арден я сама невинность если честно, вот там я орала так орала не стесняясь)
Иверин - название народа. Инмери - название страны. - схема понятная, но в третьей главе и далее термины "иверин" и "инмериец" используются в тексте одновременно. Я бы предложила оставить "иверин" как самоназвание и использовать его везде где пов - Лирэй, инмериец - в речи всех не-иверинов. Это я намекаю на то, что если автор возьмется как-то перерабатывать текст, то введение дополнительного пова со стороны таров, имхо, пошло бы истории на пользу .сделав картинку объемнее.глава 5 до конца+интермедияДочитала до 6 главы т. е. - до конца 5-ю+интермедию.
И на этом этапе у меня крепнет ощущение, что тарский (чуть не написала "тайрский" ![:facepalm:](https://secure.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280105.gif)
) поселок не взаправдащний, а действительно что-то типа лагеря, и взрослые там князь и лекарка (и это очень беспечные взрослые, которые уверены, что все ок и под контролем, хотя имхо, это не так). А остальные дети и они реакции взрослых на свои проступки боятся. Там даже хулиганы действуют примерно как в школе.
Мне идейно нравится разговор Лирэя с соседом по лазарету (сначала подраться потому потрепаться, я бы ещё добавила сюда же заход на подружиться), но сдается мне, надо провести ревизию их травм, болячек и ограничений, которые они накладывают.
С болячками и ограничениями я сразу замечу что там для заживления перелома прошло мало времени, в сцены с дракой на кухне есть проблема. у Лирэя только одна рабочая рука, а он держит и миску, и черпак. Я бы на месте лекарки приставила к нему в походе на кухню ученика - помогать зачерпывать еду чтобы он нидайбох не обварился ещё, пытаясь прижать миску локтем к боку и здоровой рукой туда ещё наливать. Кроме того, раз у него повреждено предплечье, то сломана или локтевая, или лучевая кость ,а может, и обе. Ему будет больно кмк совершать подобный фокус, там времени после перелома совсем мало прошло.
И огромный у меня вопрос о раздаче пищи без ограничений. Если тары стоят на грани голода, то у них не будет никаких лишних кусков, даже обрезков и всякой фигни, которые можно было бы раздавать без ограничений. Глава 6Прочла 6-ю главу. Мне понравилась сцена с рисованием лошадей. В деталях её вероятно имеет смысл подправить, но идейно она прям как надо.
Остальные мои комментарии можно объединить в общий тезис. Мне не нравится ребячество таров, соответственно не нравятся многие сцены, где оно проявляется. Маленькое отступление: в целом, мне очень нравится, когда личность сложившаяся, самостоятельная, позволяет себе играть и имеет в себе некую детскость, которая проявляется либо в общей эксцентричности, либо в моменты отдыха и расслабления, и кмк, тары должны были быть именно такими. НО! Они там двух видов:
- взрослые типа князя, Руанны и возможно того мужика, который руководил починкой тоннеля; никогда не играют. В смысле, за 6 глав читатель их такими не видел.
- дети, которых читатель никогда не видел серьёзными. Вот тот же Огеш (я надеюсь, что со слуха не переврала имени персонажа) он всегда веселый, шумный, поиграть-побалагурить, Лирэя счел хорошим парнем просто по факту знакомства.Так дети дружбу заводят - познакомились в песочнице, и через три минуты уже друзья. Тьяра вон уже вроде взрослая девушка, мозги отрасти должны были бы, а она пух по вентиляции пускает. И добро бы этот пух был безобиден.
А среднего нет. Они либо показаны детьми, либо взрослыми, независимо от возраста.
В целом, не нравится мне это по одной причине: это поведение персонажей не соответствует миру вокруг. У них сложный, опасный, враждебный мир. У них даже в пределах поселка будет непростая жизнь, трудный быт. Им опасно быть такими легкомысленными. Они безусловно должны расслабляться, чтобы не выгореть в ноль, но тут как будто перебор, вот словно они пришли в поселок - и автосохранение сработало. А оно ведь у них не срабатывает. Был бы у них какой-то реально рабочий артефакт типа с волшебной статуи богини, которая бы всех лечила, все чинила и купол защитный создавала - это бы хоть как-то объясняло ситуацию.глава 77-я глава, в которой нам раскрывается суть названия книги. На мой вкус несколько прямолинейно, но ничего плохого в этом нет, так тоже можно, тем более что оно это, двусторонее.
Поскольку тут много времени уделено политическим ходам, тратегии и тактике командования, то тут мы остановимся поподробнее.
Как оказалось, я была чертовски близка к истине, когда произнесла "камикадзе". И неправа одновременно, потому что Лир - не камикадзе, а жертвенный ягненок на алтарь казуса белли. Казалось бы, это должно снять некоторые мои претензии к первой главе, но нет. Я сейчас объясню, почему. Про тактику инмерийцев:
1. У разведчика в любом случае должна быть карта. Она может вести в ловушку, но без карты на такие задания не ходят. Во-первых, умный сразу догадается, что подстава. во-вторых, разведчик может не попасть в ловушку и случайно выжить.
2. Если собрать дрг из неугодных, casus belli будет как-то помощнее и повесомее.
3. Опять же, дворян жалко. Они в феодальном (а Инмери судя по всему феодальное) обществе слишком ценны, даже если это какие-то неудачные дети.
4. Я не вижу ни одной причины, почему инмерийцы не могут сами грохнуть Лирэя, уничтожить тело (довольно действенный способ - скормить свиньям), а обвинить таров и пойти на них в крестовый поход. При таком раскладе жертва ТОЧНО нигде случайно не всплывет.
5. Непонятно, как они собираются побеждать таров в пещерах, не имея карты оных.
Тактика таров.
Главная проблема предложения тарского князя - земли. Земли, которые он хочет получить взамен мира инмерийские. Выглядит это примерно так:
Ко мне пришли соседи по Рощевой (на самом деле там адекватные соседи) и предложили: давай ты нам виноградник, а мы не будем у тебя металлолом и стройматериалы тырить, грядки топтать и в кошек из рогатки вишневыми косточками стрелять. Буду я с ними мириться? Не-а. Я скажу им что-нибудь непечатное и огрею по горбу лопатой.
Вот и инмерийцы не стали. И не по природной вредности, а потому что им этот план не выгоден. Так что предложить тары должны что-то другое. И тут самое время вспомнить лор. Горы находятся на территории бывшего государства альтаран или нет? Что там с теми землями? Может ли тарский князь заявить на них права? Может ли обменять территории удаленные от гор на территории близлежащие? Если нет, то есть ли в пещерах что-то такое, за что у Инмери можно было бы купить землю? Или хотя бы наладить товарообмен?
Кто меня разочаровал, так это отец Лирэя. Я все это время ждала, что там его поведение имеет двойное дно - может, он хочет закалить сына, может, не умеет выражать любовь, или считает, что к более любимому сыну надо сильнее придираться, что он стал идеальным, что-то такое. Но на практике пока выясняется что он его просто гнобит. Я рискну предположить, что мать Лирэя умерла родами, и сыну "убийце" отец теперь мстит за жену. Это придает его действиям какую-то логику. Да, извращенную, зато понятную.
Мне кажется, нам не хватает в начале Инмери. Потому что Лирэй на встрече таров и инмерийцев узнает много других персонажей, которых читатель видит в первый раз они ему совершенно незнакомы и не совсем понятно, нафига о них так подробно. Если бы я читала 7-ю главу отдельным обрывком, то сочла бы, что Лирэй с ними взаимодействует главы 3-4 минимум, и читателю они уже должны быть знакомы.
Пара слов про кодекс айнов и самих айнов. Он совсем не неписанная традиция. Он как раз очень буквально писанная. Я так понимаю, что это нечто среднее между воинским уставом и Библией и совершенно точно существующий в письменном виде текст. Не покидает меня ощущение, что этот самый кодекс есть ни что иное, как переработанные в сторону ужесточения до некоторой абсурдности выдержки из Бусидо (хотя он и сам по себе далеко не сахарная вата). На этом моменте название воинского сословия инмери начинает меня дико веселить, потому что выглядит как черный юмор, хотя я думаю, это получилось скорее случайно.
Есть подозрение, что сами эти айны рассматриваются отдельно от общества Инмери. В то время как их следует рассматривать как часть целого. Это дворяне, причем - некая каста воинов, которые презирают всех кто не-воины. А что они делают, когда стареют, получают увечья? Я бы предположила, что идет в монастырь или в гражданские чиновники. Практически в каждой культуре есть нечто, что можно расценивать именно так, даже если монашество там не подразумевает целибата. Где берут себе жен равного статуса? Короче, нельзя ставить знак равенства между айном и дворянином. И неудачного сынка Лирэя скорее всего определили бы куда-то вот туда, в духовенство. Потому что это в феодальном обществе оплот культуры и образования и тоже почетно. А детьми почем зря разбрасываться, так и род продолжать некому будет. Тем более что братьев у Лирэя заявлено не 25, а 1. Хотя я не понимаю, что мешает его отцу жениться ещё раз. В какой-то степени это даже его долг - вдруг текущие наследники помрут, надо наделать запасных.
Короче. Нам нужно понимание, что такое Инмери изнутри как общество, культура и политическая структура. Тогда мы сможем понимать, почему люди при власти там ведут себя так.
На счет названий. Из логики речи таров я бы сказала что альтаран и иверин - это не самоназвания, а архаичные названия, которыми вполне логично пользуются потомки изгнанников в подземельях, а Инмерийцы и тары - новодел, который в ходу на поверхности. И их надо бы по тексту упорядочить.глава 8Не мне конечно с моим референсом для фокального лича говорить, но как же туго до Лирэя доходят очевидные вещи. Если честно, мне просто хочется бегать вокруг и орать: "Ли-и-ир! Ли-и-ир! ты что, тупой?". То есть я понимаю, что там происходит - там ломаются у героя стереотипы в вбитые с детства установки. Но он как-то системно не проводит параллели между бытом таров и их поведением. Ну например: у них стремная заношенная одежда какая-то бурда вместо еды потому что они тупые варвары, а не потому, что они тотально нищие и им другой просто негде взять. Хотя что касается одежды, мне видится, у них должно быть не только трофейное с поверхности, но и что-то свое, из шкур подземных монстров, например. Коме того они возможно могли бы прясть нить из волокон какого-нибудь лишайника. Откуда кстати, были те одувантики к Тьяры? Может быть, их можно вымачивать в какой-нибудь кислоте/щелочи, поле чего они теряют свои неприятные свойства и из них можно прясть. Я так акцентируюсь ,потому что если набеги на поверхность от случая к случаю, то много одежды и диверсанты не утащат,они будут брать боле ценное для всего поселка. А одеты в инмерийские обноски там кажется все. Даже если у каждого по два комплекта максимум, это все равно дофига.
Не совсем мне понятен вопрос с солдатами в поселке. а чего ни собственнно сидят внутри и бездействуют? У них по ближним туннелям враги ходят, вискланики если со слуха не перврала. почему Раукхарт не отправит отозванные с поверхности отряды с ними разобраться?
Тема с появлением во снах Лира Раука (можно я продолжу его так сокращать?) других таров мне кажется очень прикольной. Но по поим ощущениям вождь сильно моложе Ирра Ирдана и Лиру скорее сойдет а старшего брата или на худой конец самого младшего дядю, чем противовес отцу.глава 9Прослушала 9 главу. Ну что я говорила - пока отозванные с поверхности отряды просиживали штаны в поселке, бескланники подготовили сюрприз. Имхо, если Раук у нас сколь нибудь дальновидный руководитель, он не должен был того допустить.
В ходе сюрприза, кстати, поперли очень прикольные червяки.
Что меня не могло не порадовать - это появление делянки.
Что оставило меня в непонятках - это тарский похороны. Откуда они берут материал для строительства лодочки? И как эти лодочки выглядят? По моим представлением самая доступная им лодочка - нечто типа каяка эскимосов.
На счет княжеского суда я не поняла. Сначала сказано, что Лирэй не увидел, чем закончился княжеский суд ,а потом у него же на глазах Раук толкнул речь, в которой изложил свое решение по всем вопросам, включая сдавшихся бескланников, т. д. Лирэй увидел все.глава 10
Относительно десятой главы. Я имею следующие соображения:
- Когда дети играют со шкурами чудовищ. Из текста мне казалось, что это такие мегачерви выше человеческого роста. И что шкура у них будет соответственно очень плотная и тяжелая. Но от неё можно кусок отрезать. Гораздо важнее, что она через два дня после побоища ещё мокрая и пожалуй довольно вонючая. Ну такая себе игрушка, честно говоря, особенно если учесть что в пещерах не должно быть ветра, который бы сносил запах. А раз она мокрая, то неминуемо потихоньку подгнивает. Ну то есть это большой, тяжелый, вонючий и местами осклизлый кусок. Их бы выделать да в дело пустить.
- В общем-то, гадючка вполне прикольная хтонина. Но у меня возникло сомнение, что это растение.Мне оно больше напоминает что-то типа сухопутной актинии. То есть то животное, стационарно прикрепленное к поверхности.
- В целом, у меня возник большой вопрос относительно растений в пещерах. Там же нет света, соответственно, нет фотосинтеза. Всё зеленое будет жаться у входов, а в глубинах - грибы и водоросли в подземных реках. Бурые какие-нибудь. С другой стороны, мне кажется, что вполне нормально, если на территории таров есть карстовые провалы. В них как раз могут быть растения, потому что есть солнце, хот немного. А вот выходы к ним могут быть перекрыты гадючкой. (которая, если животное и не ядовито, то тоже мясо по сути)
- У меня все крепнет вопрос к кнутам по части их эффективности в подземельях. Кнуту же нужно место для замаха. А много ли там по-настоящему больших пещер. У таров какой длины кнут?главы 11-13Итак, продвижения мои составили 11-13 главы.
Что мне здесь понравилось:
- Предложение на счет военной помощи таров в другом кофликте. На мой вкус, было бы ещё лучше, если бы оно исходило от князя, но он выражал сомнения. Ну, типа:
"Лир, а если бы мы нанялись к ним в пограничники/охрану каравана?"
"Эр-Раукхарт, можно ещё лучше, мы там на севере воюем с ледяными привидениями".
Тогда бы тарский вождь выглядел бы более дальновидным стратегом и тактиком, который нуждается на самом деле только в осведомленном советнике.
- Предложение Лира с мечами айнов. Это хороший ход.
- Ледяные хтоньки. Мне они представлялись чем-то вроде ледяных привидений Скайрима.
- Метания Лира между уйти к инмерийцами и остаться с альтаранами. И в контексте предложения Сайданара, и в приниципе.
Теперь к остальному.
Здоровье Лира.
- Рука Лира. На конец 13-й главы он находится у таров месяц. У него перелом руки. Сказано, что открытый, и об этом речь уже была. У меня сложилось впечатление ,что рука как-то очень быстро зажила. Смотрите: на сращение кости надо 4-6 недель. А потом ещё надо время на то, что бы руку разработать, потому время, чтобы вернуться в форму, потому что с рукой на перевязи возможности к тренировкам сильно ограничены, соответственно мышцы будут слабеть.Тем более что Лир болеет не только переломом, но и пещерной лихорадкой, и встреча с батей вызывает нервный срыв. В связи с этим вызываю вопросы те его действия для которых нужна хорошая физическая форма. Например, поединок.
- Ранение кинжалом. В 12-й главе в спину Лира прилетает отравленный кинжал. Я категорически сразу советую убрать "казалось не слишком серьезным" в связке с "задел легкое"и "перерезал крупный сосуд" В описываемых условиях без магии это труп, хота у нас такие травмы довольно успешно лечат.
Чувства таров.
- Мне кажется, что Раукхарт как-то очень слабо реагирует на измену жены. Ему как будто по большом счету пофиг. Подозреваю, что такое впечатление создается от того, что их объяснение по этому поводу осталось за кадром.
- Я бы не назвала уход Сайданара мирным. Он нихрена не мирный. Во-первых, важные заложник опасно ранен во-вторых, это бегство, возможно, сопряженное с шантажом. Там не мир, там проблема, имхо.
- В сценах, где есть рядовые тары и начальство меня не покидают вайбы пионерлагеря. Во-первых, все опасения рядовых довольно детские: они боятся рассердить или расстроить, потому что их поругают, и это будет ужасно. Хотя им уже пора боятся, что их, например, выгонят. соответственно, то же самое и с уходом Сайданара. Бояться там страже надо было не синяков, а чтобы и не грохнули. Я чувствую в этом дисбаланс.
Кстати о сценах за кадром. Кроме сцены Раукхарт/Роза, бы вставила главу между 12 и 13 главой, потому что так, как есть сейчас вызвало у меня впечатление, что я пропустила кусок текста. А ведь это важные сцены, которые есть почему-то только косвенно в воспоминаниях Раукхарта. Кроме того, мне кажется, что дополнительно нужны сцены с учительницей фехтования. Она возникает достаточно внезапно и начинает перетягивать на себя, хотя читатель с ней толком не успел познакомиться.
В 13-й главе что-то случилось с фокалом, и он перешел с Лира на Раука, хотя раньше такое случалось только в интермедиях. Поскольку Лир недееспособен в этой главе, я бы предложила добавить в предыдущий текст сцены с фокалом на Раукхарте.
Про айнские мечи. Мне лично непонятно, почему они находились на складе, а не украшали стены в самой важной административной пещере или почему им не нашли применения. Это же военные трофеи, а по совместительству качественная сталь. Вообще текст очень хотелось бы перебрать именно с этой парково-хозяйственной стороны. Она в конце концов создает пространство и среду в которой действуют герои и они принимают решения, опираясь на материальный мир вокруг.
И возвращаясь к сцене с мертвым разведчиком:
- Почему о нем не доложили князю?
- Почему бы его тело не вернуть инмерийцам? Или вернуть памятную символичную вещь, да хотя б тот же амулет?
- Или, если это невозможно, почему хотя бы персонажам не обсудить это с тем, чтобы читатель понял, что мешает вернуть тело/вещи разведчика на поверхность.Ну, вот я и добралась до конца истории. И местами мне начало казаться, что автор от текста устал и хотел поскорее закончить, отчего появились временные разрывы, в которых не хватает текста. Точно также, как между 12-й и 13-й, не хватает сцен между 13-й и 14-й. Я вообще не поняла, почему Тьяра бегает от Лира и как будто бы там надо расширить: как Лир её ищет, как понимает, что она его избегает, почему она его избегает. Удачный разрыв - между праздником и первой торговлей. Там вроде как ничего интересного за кадром нет.
О празднике:
- Что такое "какие-то конструкции неизвестного назначения"? Мы так и не узнали ни как это выглядит, ни что это такое. Представить соответственно не можем. Имхо, надо либо конкретизировать, либо опустить информацию. Тары могут соорудить какие-нибудь подмостки, качели-карусели, например.
- Одежда. Лир все время видел таров в повседневности, и повседневность у них довольно бедная и затрапезная, что в из жизненных условиях норма. А потом настал праздник, и они нарядились в тонкое, яркое и красивое. А Лир не удивился. Хотя это сильный, красивый и яркий контраст: вот они ходят в кожаных штанах, кухлянках и штопаном трофейном шмоте, а вот они бах - и в шелках. Кстати, шелк-то они могут получать от каких-то подземных тварей, это же по сути паутина. И он может быть повседневным и праздничным. Повседневный будет грубый, а праздничный - тонкий. Воины, кстати, будут носить шелк. Просто потому, что он не пробивается стрелой, а входит в рану вместе(вминается как бы) с ней соответственно, легче извлечь. Возможно, шелк будет частью композитного доспеха. Все-таки 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357(по данным из сети).
- На нас очень внезапно вывалился целый пласт информации о Раукхарте. У него в клане, как оказалось, есть куча родных, Ночная Роза его вторая жена ,а ещё у него есть дочь. Эту информацию кмк стоит подать намного раньше и иначе. Потому что к моменту, когда мы об этом узнаем, Раук в голове уже сформирован, и это довольно одинокий человек, увлеченный своей работой/долгом. У меня как читателя образ героя в голове буквально сломался.
О моих ожиданиях. Я все ждала когда же выстрелит ружье из "убить большую крысу", а оно не выстрелило. Не было никакого ни нападения, ни покушения на Рааукхарта. Даже Лира похитил маньячный батя по личным мотивам. Кстати о бате. Он мое самое большое разочарование, потому что я полагала, что их с Лиром конфликт основан на взаимном недопонимании и желании отца причинить добро на свой лад, а там просто "я тебя не люблю, ты позорник, сдохни". Он вроде как пытается отстоять честь рода, но если честь рода у айнов выглядит вот как-то так, странно, что ни не вымерли.
Но кроме бати там есть ещё и братец. А теперь внимание вопрос: как Лир в таком окружении вырос таким, каким вырос? Я спрашиваю потому, что буквально не понимаю, был ли у Лира хоть один доброжелательный значимый человек в жизни до таров. если был - то кто он, если нет, то как он вырос таким, как вырос? Из него должно было получиться нечто вроде детдомовца с их специфическими проблемами. Кстати, тут ещё другой вопрос: а арлу их там нормально, что его феодал творит всякую дичь? Если/когда он узнает, что Ир Ирдан чуть не угробил мирный договор, то что с ним сделает? Но это так, на будущее размышления.
Вообще в плене Лирэя порадовало то, что он под конец начал как-то шевелиться самостоятельно. Явно налицо рост героя. То он трясся и старался выслужить у папки хоть грамм позитивного внимания, а тут на конфронтацию пошел и из тюрьмы сбежал. Кстати, я советую надеть на него ВСЮ одежду, которой он располагает. Таким образом у него появится 1 смена, а идти ему ой как далеко. Не радует меня его беготня по комнатам когда он специально идет в свою бывшую. Он теряет время и очень рискует. Другой вопрос, если там удобное дерево или труба водосточная чтобы вылезти незаметно. А может какой-то полезный лут взять можно. Может, нож или кремень с трутом. Кстати, с побегом связано ещё одно противоречие. Лир вроде как отказался о мысли о самоубийстве. Но почему-то именно его делает целью своего побега, мол, пусть они побегают, а потом после моей смерти все кааак узнают. Хотя он знает местность и его шансы выбраться довольно высоки.
На счет Ира Кайрана. Тут я очень сильно запуталась, по каком побеге/похищении идет речь. Сначала подумала, что побеге Лира от бати (что рушило всю логику событий) и только со второго перечитывания .что речь идет о похищении Лира батей, которое тот пытался замаскировать под побег. Я б рекомендовала эти сцены как-то разнести/переставить.
Итак, теперь перейдем к общим генеральным выводам:
- В истории есть последовательное развитие героя. Он сначала пытался стать таким, чтобы его похвалили, а потому нашел тех, кто его ценит таким, как есть и перестал выдавливать из себя то чем не является. Это хорошо.
- В истории есть забавный бестиарий с потенциалом. Это хорошо.
- Есть понятные, логичные пути к расширению как сиквелом так и набором "массы" в существующий текст". И это хорошо.
А теперь обобщу проблемы. Я делаю на них особый упор не из вредности, а потому что они мешают моему восприятию. Я вот это увидела, и уже не могу думать о высоком. Мне надо либо исправить, либо понять ,почему это не баг, а фича.Основные проблемы на мой взгляд следующие:
- Материальный обоснуй. Что едят, почему используют именно эти материалы а не те, где берут нужное. Тексту этого очень не хватает. Текст явно строили опираясь на абстракции и метафоры, но с ними какая проблема - они работают на основе конкретики. Конкретика - это "железо", если хотите, а метафора "софт". Если железо слабее, чем требует софт, он не запускается или работает некорректно.
- Пробелы внутренней логики мира. Некоторые вещи в быте и нравах тех же таров прописаны на основе "у них так принято". Вот те же айнские мечи. Не принято на стену вешать, они бесполезные. а почему не принято? С чего они бесполезные? Как по мне так пусть лучше на стенке из голого камня меч висит чем ничего, если мы 95% времени живем среди таких стенок. Надо же их чем-то разнообразить. А вот те древние мощные альтараны, которые войну развязали их использовали? А трофеи собрали? А почему не передали потомкам эту традицию, как случилось что на исчезла? Или вот зачем Эр-Раукхарт стремится заключить мир с инмерийцами? Потому что стремится защитить клан от голода. Голод он этот не с потока взял. Но при этом отношение к еде в поселке довольно легкое. Хотя если они периодически голодают, то куски бы должны считать даже в относительно благополучные времена. Потому что завтра могу настать неблагополучные, и таки настают. Но на поселок нападут, то урожай на делянке погибнет то её чего.
- Ошибка позиционирования. Аннотация обещала нам светлое фэнтези. Ну, то есть все или почти все скорее хорошие, а проблемы от недопонимания и/или есть какое-то конкретное однозначное зло. Но на деле "Книга Аэссы. Право на жизнь" довольно мрачный мир, в котором все как минимум серые. Кто-то кичится честью рода до неадекватности, кто-то грохнул брата, чтобы он не устроил геноцид. Кругом либо тяжелые условия жизни и быта сопряженные с риском умереть, либо эмоциональное и моральное насилие. При этом на конец истории мы не получаем полного хеппи-энда Да, ГГ, похоже, нашел свое место в мире, обрел стаю. Есть некоторые успехи в деле налаживания мирной жизни. НО! Эти успехи такие шаткие на самом деле. Проблема-то основная была в инмерийских феодалах, а они не изменились.
- Я ничего по ходу чтения не говорил о языке, но его тоже необходимо проанализировать. Потому что местами конструкции меня царапали либо как довольно тяжелые и я даже рискну порой определить их как канцелярит (например, в начале Лир прямо сбивает на тест из учебника по военной теории), либо они очень отстраненные, как будто это не Лирэй воспринимает информацию, которую мы через его фокал видим в тексте. Объясняю я, конечно, так себе, но считаю, что это вообще стоит трогать в последнюю очередь.
Да и я уже не на той ступени эволюции, чтобы от указаний на непроработанность сюжета получить серьёзный ущерб
Но сразу же совершено непонятно, почему заявленное доброе и светлое фэнтези начинается с подготовки геноцида (это не спойлер, это аннотация)
Но можно догадаться, что до геноцида дело не дошло.
Согласна, что обоснуй хромает. Он там и дальше продолжит хромать, устанешь перечислять косяки.
Не совсем понятно, как он определил пол детей, если у них одинаковая одежда, одинаковые прически, одинаковые пока ещё фигуры и голос у мальчика скорее всего не сломался, и вообще он отмалчивается.
А вот об этом не задумывалась
Ну и напоследок. Жуки. Вот жуки классные. Даешь больше пещерной хтони!
Вот, правильно, после перечисления недостатков нужно сказать хоть что-то хорошее
Жду продолжения.
Да и я уже не на той ступени эволюции, чтобы от указаний на непроработанность сюжета получить серьёзный ущерб
Но можно догадаться, что до геноцида дело не дошло. - в целом это поянтно уже из аннотации. Другой вопрос, что в моем понимании "светлое фэнтези (да любая история на самом деле)" - это что-то типа смешариков, когда оно уютное, а сюжет двигает противостояние героев не друг другу, а ситуации. И тут старт из точки "а давайте сгеноцидим их" удивляет. Определение светлого фэнтези как фэнтезийной истории с черно-белой моралью с фокалом на протагонисте, который хороший парень меня категорически не устраивает, потому что можно очень легко написать очень чернушную историю, которая будет соответствовать этим критериям.
Он там и дальше продолжит хромать, устанешь перечислять косяки. - я сейчас попробую предположить, что в большой степени хромает он именно из-за вышеуказанной причины, просто остальное на нее нанизывается как бусы. Но посмотрим.
А вот об этом не задумывалась - от себя предлагаю их раздеть до пояса. Если им лет 12, то у девочки может начать расти грудь. Со спины не видно, но когда повернется, пол будет нагляден.
Я считываю раздражение в твоих фразах.
Например, вот тут:
И тут старт из точки "а давайте сгеноцидим их" удивляет. Определение светлого фэнтези как фэнтезийной истории с черно-белой моралью с фокалом на протагонисте, который хороший парень меня категорически не устраивает, потому что можно очень легко написать очень чернушную историю, которая будет соответствовать этим критериям.
Я не призываю тебя менять стиль. Так-то это твой дневник и твоя инициатива, и мне интересно твоё впечатление. Обижаться и мстить не буду
это что-то типа смешариков, когда оно уютное, а сюжет двигает противостояние героев не друг другу, а ситуации.
Наши определения явно не совпадают
По-моему, геноцид - это отличное поле для проявления гуманистических ценностей
Тем более что открытым текстом говорю - его не будет там, мало ли кто что собирался делать в первой главе.
Наши определения явно не совпадают
- у меня это нейтральное по умолчание, середина градиента, ноль по оси координат. Я например, не считаю Властелин Колец светлым фэнтези. Да, его определяют как хоуппанк, он действительно именно это, но в моей картине мира оно нейтральное. И Темный Эльф Сальваторе нейтральное. А вот Записки о Лечении Волшебных Зверей или там Школа в Картмартене - светлое. Монстролог - темное.
Если попробовать подвести итог: все герои хорошие/нейтральные+хеппиэнд - светлое, все герои подонки +чернуха - темное. Остальное нейтральное с уклоном в ту или иную сторону.
Вот этот момент:
категорически не устраивает
Да, это не самый сильный момент. В описании про Лирэя и начальство тоже было раздражение. Я взяла в качесте примера то, что ближе лежало
Вообще я не претендую на то, чтобы быть точным измерителем силы твоих эмоций
Если попробовать подвести итог: все герои хорошие/нейтральные+хеппиэнд - светлое, все герои подонки +чернуха - темное. Остальное нейтральное с уклоном в ту или иную сторону.
Да, по твоей классификации у меня что-то среднее.
Иверин - название народа. Инмери - название страны.
Да, очень легко запутаться. Но у меня в голове так, а как читатели с этим справятся, это уже не мои проблемы
Почему?
Глобально мне уже кажется, что тары - это такие благородные дикари, а инмерийцы - какие-то злобные заносчивые придурки
Есть такой перекос, ага. Если буду когда-то переписывать, точно буду исправлять.
К слову, я в книгах обычно не обращаю большого внимания на материальную базу и всё такое, поэтому и в своей не прорабатывала это настолько тщательно, насколько ты копаешь
Мне важны эмоции, отношения, сложный выбор, рефлексия. До своих стандартов в этой области я всё равно не допрыгнула, но в целом, тем не менее, довольна результатом.
А матчасть - ну пусть будет не очень, мне это не принципиально. Не готова вкладывать в это огромное количество сил.
Кое-что, конечно, хотелось бы поправить по возможности, но это не в приоритете.
Открытый перелом - это в заданных условиях ампутация
Почему? - вообще они и сейчас опасны, но в условиях недоступности современной медицины/равной по силе воздействия целительской магии они становятся на порядок опаснее. Смотри: при открытом переломе получается глубокая рваная рана. И это дает три основные проблемы вот прям сразу:
- кровопотеря, потому что без разрыва сосудов не обойдется
- загрязнение раны, что и является главной и основной причиной для ампутации.
- развитие шока. Скорее всего это будет гиповолемический шок (из-за резкого уменьшения объема крови, но сверхсильный нервный импульс боли все усугубит) Потому что это ПРОСТО ПИЗДЕЦКИ БОЛЬНО.
И вот получается, что с одной стороны история знает попытки сохранить конечность аж со времен Древнего Египта, но до появления асептики в 1850-х ампутация была шансом сохранить жизнь. Потому что она быстро решала ряд проблем: культю легче обрабатывать и держать в чистоте - меньше вероятность гангрены. В век лука и стрел её скорее всего прижгли бы железом - и тем самым остановили кровотечение, что важно, потому что восполнить переливанием возможности нет. А так как культю обрабатывать проще и быстрее, то риск получить развитие шока меньше.
Разумеется, все это в фэнтези можно обнулить магией.
астолько тщательно, насколько ты копаешь
А что такое метафорический уровень применительно к быту?
Мне важны эмоции, отношения, сложный выбор, рефлексия. До своих стандартов в этой области я всё равно не допрыгнула, но в целом, тем не менее, довольна результатом.
А матчасть - ну пусть будет не очень, мне это не принципиально. Не готова вкладывать в это огромное количество сил. - возможно, тебя как раз не пускает матчасть. Мне кажется, ты её несколько недооцениваешь. Эмоции, отношения, сложный выбор - все же это в истории не в вакууме существует, а во вполне материальной среде. И тут есть две новости, хорошая и плохая. Плохая: если автор хочет хорошую историю, ему придется вникать даже в те вещи которые ему неинтересны, если они имеют отношение к истории. Хорошая новость: не все эти выкладки обязательно нести в текст. Большая часть и них нужна только автору для понимания, как работает мир его истории. Так-то конечно никто не сможет заставить тебя править в твоей истории то ,что ты не хочешь править, но косяки матчасти могут мешать истории развиваться, а читателям - воспринимать её.
- кровопотеря, потому что без разрыва сосудов не обойдется
- загрязнение раны, что и является главной и основной причиной для ампутации.
- развитие шока. Скорее всего это будет гиповолемический шок (из-за резкого уменьшения объема крови, но сверхсильный нервный импульс боли все усугубит) Потому что это ПРОСТО ПИЗДЕЦКИ БОЛЬНО.
Возможно, тогда стоило бы действительно оставить закрытый перелом.
Ну или ещё есть вариант - я думаю, что тары были знакомы с идеей антисептики (или асептики - я не помню, в чём разница). Когда-то ранее они были более развитым народом, кое-что из тех времён осталось. Мне даже кажется, что мельком это упоминалось в книге, но уже не уверена.
Теперь тары периодически нападают на деревни и воруют еду и прочие ресурсы. - ну, это была бы причина укрепить патрули, но я б сказала что там должно быть что-то её. Зловредная магия или угнанные в рабство жители, например
Инмерийцы (точнее, айны) были убеждены, что тары собираются однажды выйти из пещер и завоевать их. Поэтому планировали уничтожить превентивно.
Откуда пошла такая идея - это нужно глядеть в историю мира, а в этой книге о ней мало рассказано.
Плохая: если автор хочет хорошую историю, ему придется вникать даже в те вещи которые ему неинтересны, если они имеют отношение к истории. Хорошая новость: не все эти выкладки обязательно нести в текст.
Я уже вникала в эти вещи больше, чем мне было интересно
В идеале я бы хотела, чтобы мой мир был тщательно проработан. Но я соизмеряю это со своими способностями и возможностями. Так что я сделаю, что могу, а потом просто погрущу о своей неидеальности
Асептика - не пущать микробы. Поэтому вся дезинфекция - асептика.
Антисептика - уничтожать уже имеющиеся микробы.
В случае открытого перелома потребуется и то, и другое, имхо.
В случае Лирэя я топлю за закрытый перелом, потому что он его проще переживет, а ему и так тяжко, он у тебя уже ослаблен ядом и инфекцией пещерной лихорадки, нинада ему ещё гнойной раны. Вторая причина - идея асептики - это хорошо, но тарам надо смочь её обеспечить, и тут мы упираемся в матчасть. Тарам для этого иметь кипяток, много и постоянно (сравнительно легко) и этанол - вот тут уже сложнее. Надо что-то сбраживать (а что, если они постоянно на грани голода?) и перегонять - тот ещё процесс, это я тебе как дочь самогонщика говорю. Плюс кустарно довольно непросто получить обезвоженный этиловый спирт (хотя вот Роберт Бойль смог в 17 веке). А качественная асептика - это полчаса замачивать инструменты в спирте. В общем. все это в целом, наверное, возможно, но надо представить себе технологический уровень таров и доступное им сырье. Альтернативно можно изобрести какую-нибудь подземную зверушку, которая будет вырабатывать асептик (слюна, слизь) как Чистоплюй у Булычева клей.
Я уже вникала в эти вещи больше, чем мне было интересно
В идеале я бы хотела, чтобы мой мир был тщательно проработан. Но я соизмеряю это со своими способностями и возможностями. Так что я сделаю, что могу, а потом просто погрущу о своей неидеальности
Да, я об этом. Если уж есть собственный монстрятник, то можно этим воспользоваться.
Чтобы у читателя появлялись те эмоции, которые автор хотел вызвать а не "гы-гы, че за дурь". Ну, типа бесконечных патронов.
У разных читателей разный уровень знаний и критичности восприятия. У меня, например, он явно ниже, чем у тебя. Если персонаж был при смерти от многочисленных ран, а следующей сцене бегает как ни в чём ни бывало, то это я замечу
Так что кажется, что чёткой границы тут нет. Для кого-то явная логическая дыра, а кто-то не заметит. Всегда есть, к чему стремиться
Там даже хулиганы действуют примерно как в школе.
Мне кажется, было бы странно от общества на данном уровне развития ожидать сложных интриг. Простейшая подстава - нормальный уровень для них.
И на этом этапе у меня крепнет ощущение, что тарский (чуть не написала "тайрский" ) поселок не взаправдащний, а действительно что-то типа лагеря, и взрослые там князь и лекарка (и это очень беспечные взрослые, которые уверены, что все ок и под контролем, хотя имхо, это не так). А остальные дети и они реакции взрослых на свои проступки боятся. Там даже хулиганы действуют примерно как в школе.
Часть альтаран действительно такая, почему бы нет?
Альтараны - свободолюбивые и трудноконтролируемые ребята, которые любят дурачиться и творить всякую дичь. Князь и знахарка - не единственные, на ком держится порядок. Не все персонажи показаны в тексте. В то же время у альтаран довольно высокая ценность сотрудничества и общности, что отчасти уравновешивает их своеволие, иначе бы давно все передрались и вымерли.
Работники, с которыми Лирэй имел дело в начале - там действительно очень примитивный уровень, и да, они как дети, боятся, что их накажут. Да, это их уровень развития.
В то же время есть и те, кто вполне себе серьёзно и целенаправленно пытается сместить князя со его позиции. Сайданар и его компания (которые пытались убить Лирэя под видом поединка) его не боятся. Это скорее демонстрация силы - смотри, мы на твои приказы чихать хотели, и что ты нам сделаешь? А то, что они устроили из этого цирк - это типичная альтаранская черта характера. Я не могу с этим бороться, оно само
Стоит ещё отметить, что в тексте не показаны, так сказать, тёмные стороны жизни их поселения, потому что, как я и говорила, это доброе и светлое фэнтези.
Пионерлагерь там в пределах посёлка, потому что это относительно безопасное место, и там альтараны себе позволяют многое. Вне посёлка они весьма дисциплинированы. Если же кто-то начинает прямо сильно выбиваться из общества и его базовых ценностей, то таких нарушителей просто выставляют за ворота. Это либо быстрая и мучительная смерть, либо долгая и мучительная, плюс ещё и очень страшная, потому что в темноте. В одиночку там даже у опытного воина нет шансов выжить.
Я не могу представить, чтобы князь сказал "у меня всё под контролем". Контроль - это наша невротическая фишка. Князь не полагался на то, что он всё контролирует, альтараны и контроль - несовместимые понятия. Он полагался на то, что среди его подданных есть верные и достаточно разумные индивиды, которые в большинстве случаев направят остальных примерно в правильную сторону или хотя бы минимизуют ущерб.
Для кого-то явная логическая дыра, а кто-то не заметит. Всегда есть, к чему стремиться -по моим ощущениям есть определенный порог достоверности", до которого ошибку находит большиство читателей, и вот этого стоит избегать.
Касательно альтаран (или уже таров) у меня вопросы возникают потому, что они такие сформировались не в вакууме, а в условиях мира вокруг. И мне кажется, что во времена Лирэя общество это вероятно, было достаточно примитивным, но при этом - достаточно жестким. Не до шуток им там в пещерах, ой не до шуток. Я бы такое общество сравнивала не столько с детьми (у них тои понятие "ребенок" будет другим, чем у нас, и детство короче, и спрос выше), сколько со стаей высокосоциальных животных. Что-то очень рационализированное, заточенное на выживание группы и припудренное сверху религией, этикетом и прочей цивилизацией.
Соответственно, если там у тебя мужчины и женщины тары одинаково воины, то надо понять, почему так и токи зрения бытовой. У них там все будет идти от быта, и уже потом они будут себе это объяснять традициями, преданиями, правилами этикета и т. д.
Пионерлагерь там в пределах посёлка, потому что это относительно безопасное место, и там альтараны себе позволяют многое. - у меня по этому поводу есть некоторое возражение, которое я понимаю, но не могу сформулировать. Я как только его сварю, вернусь к этому вопросу.
Я не могу представить, чтобы князь сказал "у меня всё под контролем". Контроль - это наша невротическая фишка. Князь не полагался на то, что он всё контролирует, альтараны и контроль - несовместимые понятия. Он полагался на то, что среди его подданных есть верные и достаточно разумные индивиды, которые в большинстве случаев направят остальных примерно в правильную сторону или хотя бы минимизуют ущерб. - свергнут нафиг и будет анархия. У князя должен быть контроль над ситуацией и рычаги влияния, причем и кнут, и пряник.
Я пока вижу проблему в том, что хочется доброе и светлое про дружбу и налаживание взаимопонимания, но при этом в мрачном и жестоком мире, который требует для выживания максимально прагматичных и жестких подходов с серой моралью.
Я это объясняю тем, что альтараны не до конца ещё деградировали с тех времён, когда были более высокоразвитым обществом. Если бы они изначально формировались в Диких Пещерах, то были бы более примитивны.
Я пока вижу проблему в том, что хочется доброе и светлое про дружбу и налаживание взаимопонимания, но при этом в мрачном и жестоком мире, который требует для выживания максимально прагматичных и жестких подходов с серой моралью.
Я не вижу в этом проблему
альтараны не до конца ещё деградировали с тех времён, когда были более высокоразвитым обществом. Если бы они изначально формировались в Диких Пещерах, то были бы более примитивны. - так у тебя если не ошибаюсь 400 лет прошло в жесткой агрессвной среде. Имхо, цивилизация слетела бы сних очень быстро, а к времени действия книги там альтаранская культура была бы уже остаточной: легенды о прошлом, какие-то ритуалы, утратившие значения и военные звания, утратившие и изменившие значения.
Я не вижу в этом проблему
В моём представлении там был жёсткий первоначальный период адаптации, который произошёл в пределах одного поколения. Дальше стало полегче, пошёл период более спокойной адаптации и экспансии, разделение на кланы, изменение традиций. Деградация шла постепенно, но я не вижу причин к полному одичанию. То есть ребята успешно освоились на новом месте, какие-то технологии утратили, какие-то, наоборот, изобрели, по уровню культуры просели, но не до животных.
К слову, мы имеем дело с самым просвещённым и гуманистичным кланом из имеющихся
Они не находятся постоянно на грани выживания и голодной смерти. Они туда время от времени попадают, а в остальное время относительно благополучны, насколько это возможно в данных условиях.
Интересное наблюдение, не думала об этом!
Тоже думаю, что было бы хорошо добавить в начале главу про инмерийское общество.
Про самоназвание айнов я уже поняла, что это тот случай, когда проверять совпадения с имеющимися словами всё-таки надо
Короче. Нам нужно понимание, что такое Инмери изнутри как общество, культура и политическая структура. Тогда мы сможем понимать, почему люди при власти там ведут себя так.
Во второй книге этого будет побольше.
Кто меня разочаровал, так это отец Лирэя. Я все это время ждала, что там его поведение имеет двойное дно - может, он хочет закалить сына, может, не умеет выражать любовь, или считает, что к более любимому сыну надо сильнее придираться, что он стал идеальным, что-то такое. Но на практике пока выясняется что он его просто гнобит.
Мне кажется, как раз самая обычная ситуация. Бывает, что родители не любят и даже ненавидят своих детей просто за то, что они не такие, какими их хотелось бы видеть.
Я это не объясняла прямым текстом, но видно же, что Лирэй здорово не вписывается в принятые в его социальном круге нормы. Где-то дальше ещё, насколько помню, будут ещё примеры из его прошлого.
Он не очень хороший воин (средненький), он проявляет мягкость и понимание там, где должен проявлять жёсткость и непримиримость. Отцу за него попросту стыдно. Это вполне достаточная причина для того, чтобы желать как-то избавиться от неугодного ребёнка. В том-то и дичь ситуации (то бишь драматизм), что Лирэй действительно ничего ужасного не сделал. Напрямую убить отец его не может - воспитание не позволяет. А вот послать, чтобы он сам убился и таким образом добавить причин для мести тарам - это нормально.
Если бы Лирэй был нормальным, правильным айном, то он ни при каких обстоятельствах не мог бы выжить и скооперироваться с тарами. Его отцу и в страшном сне не могло присниться такое развитие событий.
Альтараны - самоназвание народа, из давних времён. Тары - упрощённый вариант, который используют ТОЛЬКО инмерийцы. Пренебрежительное сокращение.
Инмерийцы - более новое, конечно, слово, чем иверины. Это как русский народ и россияне. Одно - про нацию, другое - жители конкретной страны. На поверхности используется и то, и то. Иверин - синоним слова "человек". Я принципиально нигде в тексте слово "человек" не использовала.
А про Раукхарта ни слова, я прямо озадачена
Тоже думаю, что было бы хорошо добавить в начале главу про инмерийское общество.- только, пожалуйста, не инфодамп.
На самом деле нам эта глава/главы нужны в основном потому, что на переговоры приходит куча народа, который перечисляется по именам, соответсвенно ,имеет какое-то важное значение, а не одноразовые статисты. И если бы Лирэя на эти переговорах отдали, и он начал с ними взаимодействовать (например, они бы его главы -5 гнобили ,а потом он сбежал бы обратно к тарам) - это было бы ок. Но он остается с тарами, значит, какие-то взаимодействия с этими красавцами были до того, ка кон отправился в пещеры. И вот в процессе этих взаимодействий хорошо бы показать инмерийское общество.
Во второй книге этого будет побольше. - но так как представители этого общества действуют уже сейчас, то имхо, надо добавлять и сюда.
Я это не объясняла прямым текстом, но видно же, что Лирэй здорово не вписывается в принятые в его социальном круге нормы. Где-то дальше ещё, насколько помню, будут ещё примеры из его прошлого. - это читается. Меня скорее смущает, что отец Лирэя не пытается избавиться от него в рамках законов общества, по которым живет, а сразу переходит к каким-то криминальным схемам. Чтобы он делал, если бы у него родилась девочка? А если бы Лирэй ослеп в детстве в результате осложнения кори или кипящим маслом обварился? Вряд ли толкал бы со скалы, да? Должен быть у инмерийцев какой-то институт пристроя к делу негодных к военной службе. Даже в рамках военной службы - почему Лирэй у него прямо вот по походам каким-то ходит, задания оперативные получает, а не сидит писарем при штабе, где ему в целом место как раз по способностям? Или занимает ещё какую-то тыловую должность, которая вроде как тоже воин, но мечом в норме не машешь? Почему ему не поручили какую-нибудь примитивную физкультуру/фехтование/рукопашный бой с для детей 5-8 лет преподавать Это тоже кто-то должен делать. Почему его просто не сослали с глаз долой в дальний гарнизон тем же писарем или помощником интенданта?
А про Раукхарта ни слова, я прямо озадачена
Плюс у тебя тары и их князь сразу заявлены благородными дикарями, поэтому в целом ничего удивительного не происходит. Вождь благородных дикарей по определению высокодуховная личность, он силен, умен и милосерден. Это не говоря уже о том, что Лирэй ему ещё нужен для сугубо прикладных политических задач.
Не, сценами. Для инфодампа многовато будет.
Меня скорее смущает, что отец Лирэя не пытается избавиться от него в рамках законов общества, по которым живет, а сразу переходит к каким-то криминальным схемам.
Мне кажется, что ты от всех ожидаешь рационального поведения. Конечно, мог бы сослать его в дальнюю крепость или ещё куда-то. И всю жизнь морщиться, когда ему напоминают о его младшеньком, который ничего не добился.
Но он не действует рационально, я именно это и хотела показать. Он действует в рамках традиций и своих представлений о правильном. Да, айны - ценные кадры, но только те, которые правильные и настоящие. А которые не очень, то и нафиг такой генофонд не нужен.
И какие криминальные схемы? Это с нашей точки зрения - криминал. А с их точки зрения - это достаточно понятно, избавиться таким образом от неугодного отпрыска, который позорит семью. Среди окружения отца Лирэя есть те, кто догадался об этом замысле и относится к этому с пониманием и сочувствием (а кто осуждает, так делает это молча). Дело не в инвалидности, дело в характере. Если айн - инвалид, но при этом ведёт себя соответственно кодексу, то никаких претензий к нему не будет.
гуманизм? Во-первых нет там особого гуманизма, есть рациональный подход.
Ну не только рациональный. Там прямо по тексту видно, что в моменте князь настоящее сочувствие испытывает, безотносительно своих политических амбиций. Ты и сама говоришь о благородных дикарях. Так что там пополам и того, и того. Даже если бы Лирэй стал князю совершенно бесполезен, всё равно он его не выкинул. Ну или хотя бы потерзался морально, прежде чем выкидывать
раздробленные пещерные племена можно объединить в такую форму правления минуя монархию. там под такую республику и технологий-то особо нет, как я понимаю.
В целом дело идёт к монархии, конечно.
Но он не действует рационально, я именно это и хотела показать. Он действует в рамках традиций и своих представлений о правильном. Да, айны - ценные кадры, но только те, которые правильные и настоящие. А которые не очень, то и нафиг такой генофонд не нужен. - пока у меня складывается впечатление, что у отца Лира знатно течет чердак. Ну в принципе, если есть цель показать психически больного у власти - это норма независимо от того, когда и на какой почве он свихнулся. В принципе, вот такого папу я видела в первых сериях Знамен Самураев. Главный Такэда там примерно такое и исполнял, пока обиженный сынок его не сверг, после чего плавно превратился в своего папку. Но традиции - они же не ради самих себя появились - они как раз в корнях очень рациональны, и уже потом утрачивают практическое значение. Я пока не понимаю, как эти айны в принципе живут, если детей у них мало, выбраковка большая, условия жизни - средневековье, магией они не пользуются. Там 2/3 просто в младенчестве умирают, а из остальных 1/3 минимум до 16 лет. То есть если бы у Отца Лирэя был гарем, и сыновей человек 35-40, то тут одним больше/меньше вообще неважно. Но тут их двое. Так вот куда айны в целом сплавляли так себе детей? Они не могут их всех убивать. Они ж так при своем презрении к другим кастам/сословиям/группам вымрут.
Ну не только рациональный. Там прямо по тексту видно, что в моменте князь настоящее сочувствие испытывает, безотносительно своих политических амбиций. -в любом случае, это не тот гуманизм, на который обращаешь внимания. Благородный вождь принимает благородное решение. Примерно этого от него и ждали, тем более что это решение ему ничего не стоит по сути. У него не стоит выбор мои/этот. Он ничем не жертвует и никак не нарушает свои планы.
Это да. Но эта книга не об этом, так что, как я выше написала, объяснения будут когда-нибудь потом.
условия жизни - средневековье
Тут я воспользовалась авторским произволом и решила, что не будет у них дичайшей антисанитарии и огромной смертности. Ну вот такими их боги сотворили, что ж делать
Поэтому огромного количества наследников было не нужно. Наверное, хотя бы ещё одного наследника стоило было добавить. Или двух.
Но будем считать, что что-то пошло не так, и отец Лирэя не озаботился этим. Всякое бывает. Не факт, что род на этом оборвётся, у него могут быть дяди, кузены, готовые продолжить род, если что.
Так вот куда айны в целом сплавляли так себе детей?
Большая часть родителей-айнов не пыталась убить своих детей, даже если они оказывались не самыми удачными экземплярами. Просто такие отпрыски не занимали высоких позиций и всё. Какая-то часть из них заканчивала жизнь самоубийством.
Отец Лирэя в этом смысле отличился, поторопил события.
объяснения будут когда-нибудь потом. - я думаю, что какая-то самая общая часть нужна уже сейчас. Потому без неё читатель получает какое-то странно телодвидение персонажа, которое с точки зрения здравого смысла объяснить невозможно.
Тут я воспользовалась авторским произволом и решила, что не будет у них дичайшей антисанитарии и огромной смертности. Ну вот такими их боги сотворили, что ж делать
- у них нет антибиотиков. Без антибиотиков, прививок и магии обречено огромное кол-во людей даже в условиях вполне удовлетворительной внешней чистоты. Корь, коклюш, дифтерию, грипп никто ж не отменил, как и травмы или осложнения в родах
Какая-то часть из них заканчивала жизнь самоубийством.
Отец Лирэя в этом смысле отличился, поторопил события. - меня вот это смущает. Что в обществе есть какой-то процент суицидников вне героического самопожертвования, и оно с этим не борется. Им нормально. Притом что воспроизводство у них не очень бодрое.
Не вижу такой необходимости. Я не хочу по этому поводу с тобой спорить, потому что это твоя позиция и это нормально, что она не совпадает с моей.
у них нет антибиотиков. Без антибиотиков, прививок и магии обречено огромное кол-во людей даже в условиях вполне удовлетворительной внешней чистоты. Корь, коклюш, дифтерию, грипп никто ж не отменил, как и травмы или осложнения в родах
Авторским произволом отменяем возбудителей кори, коклюша, дифтерии и прочее. Давай, поспорь с богом
меня вот это смущает. Что в обществе есть какой-то процент суицидников вне героического самопожертвования, и оно с этим не борется. Им нормально. Притом что воспроизводство у них не очень бодрое.
У нас в обществе тоже есть некоторое количество суицидников, и воспроизводство не очень бодрое сейчас, и общество как-то особо с этим не борется.
Так что я не вижу здесь логической дыры.
А поскольку авторским произволом смертность от болезней и травм не очень высокая, то всё норм. Их численность остаётся примерно на одном и том же уровне.
Не, там местной одежды из шкур и каких-то местных растений много. Возможно, я не акцентировала на этом внимание. В трофейную одежду далеко не все одеты.
Если честно, мне просто хочется бегать вокруг и орать: "Ли-и-ир! Ли-и-ир! ты что, тупой?"
Я бы сказала, что это нормальная реакция.
вискланики
Бескланники
Не совсем мне понятен вопрос с солдатами в поселке. а чего ни собственнно сидят внутри и бездействуют? У них по ближним туннелям враги ходят, вискланики если со слуха не перврала. почему Раукхарт не отправит отозванные с поверхности отряды с ними разобраться?
Что-то я не помню уже
Но по поим ощущениям вождь сильно моложе Ирра Ирдана и Лиру скорее сойдет а старшего брата или на худой конец самого младшего дядю, чем противовес отцу.
Да, моложе. Где-то посередине между отцом и братом. Но тем не менее это старший, а Лирэю нужен хоть кто-то на эту роль.
Бескланники
Что-то я не помню уже
Я немного загрузила в память контекст событий, и мне кажется, что шариться по тоннелям в погоне за агрессивными чуваками, которые то ли шляются где-то, то ли где-то окопались, - это повышенный риск. Смысл лезть на рожон? Ждали, когда бескланников кто-нибудь сожрёт или они ослабеют от голода, или тот клан, из которого бескланники отделились, разберутся со своими.
Нападение с помощью червяков было очень креативным, не ожидали такого. То есть предполагали, что могут попытаться взять штурмом, для того всех воинов держали в посёлке, чтобы гарантировать численный перевес.
Тут бы наоборот, надо патрулировать близлежащие пещеры и зачищать от бескланинков и монстров, пока он не решились зачистить поселок. Потому что если им нидабох удастся клан в поселке блокировать (а блокировать в туннелях легче, чем на открытой местности) то это конец клана.
Потому что территория клана - это де не только пещерка за воротам, где они отдыхают, она гораздо шире по идее. Это делянка, это охотничьи угодья, вода, а в воде могут быть рыба/водоросли/моллюски и как мы знаем подземная река - способ погребения (ты априкить что будет ,если в пещере даже один труп не хоронить, а сидеть с ним на ограниченной территории?), какие-то горные разработки. Это путь на поверхность в конце-концов, а с поверхностью раз уж Раук хочет мира, нужно налаживать торговлю. Если это активно не защищать, то отберут, если не бескланники, так соседний клан.